Функциональный портрет обучающегося отражает готовность студента к решению профессиональных задач педагога и служит своего рода профессиональным резюме.
Функциональный портрет подтверждает готовность обучающегося к решению задач специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность в области «Образование»:
- проектирование и организация учебных занятий с обучающимися;
- проектирование и организация внеурочной деятельности;
- организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
- осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе;
- педагогическая коммуникация с обучающимися;
- взаимодействие с родителями обучающихся;
- профессиональная педагогическая коммуникация с коллегами/ социальными партнерами.
Документ позволяет будущим работодателям оценить готовность молодого педагога к решению основных профессиональных педагогических задач при приеме на работу. Он отражает имеющийся уровень знаний, навыков и способностей педагога, а также его потенциал для дальнейшего развития и выработки руководством образовательной организации мер поддержки молодого педагога.
В проектировании паспорта компетенций принимали участие не только ученые и ведущие преподавали методических кафедр университета, но и работодатели – директора школ региона:
Функциональный портрет является инструментом директора школы по организации методической помощи при адаптации молодого учителя по тем направлениям педагогической деятельности, по которым он находится «в зоне роста». Функциональный портрет выступает в качестве некого руководства, которое помогает молодому специалисту ориентироваться в своей профессии, понимать свои сильные и слабые стороны, а также развивать свои навыки и компетенции.
Валерия Вологжанина, директор КОГОАУ "Вятская гуманитарная гимназия"
Для директора школы функциональный портрет может стать незаменимым инструментом при отборе новых сотрудников. Выбор педагога, отвечающего высоким требованиям, имеет огромное значение для качества образования в школе и успеха учеников. Поэтому, чтобы сделать правильный выбор, директору нужно четко представлять, какие качества и навыки требуются для определенной должности. Наличие функционального портрета позволяет директору оценивать каждого кандидата на соответствие компетенций молодого педагога должности и принимать обоснованные решения, минимизировать риски ошибочного найма.
Елена Сухотина, директор МБОУ «Гимназия № 46» города Кирова отразила значимость процесса отбора кандидатов среди молодых педагогов с помощью функционального портрета.
Функциональный портрет – это детальное описание требуемых навыков, качеств и компетенций, которые должен обладать работник. Это своего рода паспорт для будущего сотрудника, который поможет директору школы выбрать идеального кандидата. Функциональный портрет помогает директору школы определить, какие качества и навыки важны для успешного выполнения определенных задач. Он помогает сократить время на поиск кандидатов, улучшает процесс отбора и гарантирует, что выбранный сотрудник будет эффективно выполнять свои обязанности. Профессиональное портфолио помогает собрать команду профессионалов, у которых есть нужные навыки и опыт, чтобы успешно решать педагогические задачи. Это способствует повышению качества образования и повышает репутацию школы.
Олеся Жилина, директор КОГОБУ «Средняя школа пгт Опарино»
Квалифицированные педагоги являются ключевым элементом в современной системе образования. Прежде всего, педагог должен обладать экспертными знаниями в своей предметной области, что позволит ему успешно преподавать материал и отвечать на вопросы учеников. Педагог должен постоянно совершенствовать свои навыки, чтобы использовать новые методы и современные технологии в учебном процессе. Он должен уметь создать и провести увлекательный урок, который заинтересует учеников и облегчит усвоение учебного материала. Новый инструмент по сбору достижений «Функциональный портрет обучающегося», разработанный для студентов направления подготовки «Педагогическое образование», отражает необходимые трудовые функции, которыми должен обладать современный педагог.
Любовь Кожевникова, директор МОАУ «Лицей № 21» города Кирова поделилась суждениями об основных задачах профессиональной деятельности педагога, по которым будущие молодые специалисты, а пока студенты, должны постоянно совершенствоваться и определять точки развития, в чем и оказывает помощь функциональный портрет.
Функциональный портрет является полезным и удобным инструментом по сбору студентом своих достижений за весь период обучения. Функциональный портрет может стать отправной точкой молодого специалиста для оценки его профессиональной деятельности и проектирования маршрута непрерывного развития. Сегодня педагог должен обладать не только знаниями в предметной области, но и умением применять современные технологии обучения и воспитания по всем задачам профессиональной деятельности: проектирование и организация учебных занятий с обучающимися, взаимодействие с родителями обучающихся, организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся и другие. Поэтому важно, что будущий педагог перспективы начинает понимать еще в университете и видит задачи по непрерывному профессиональному развитию в комплексе.
Галина Кобелева, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников на безе КОГОАУ ДПО «ИРО»
В дополнении к вышесказанному по моментам первоначальной адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности при помощи функционального портрета затронула не менее важный этап педагогической работы – непрерывное развитие педагога, повышение профессионального мастерства.
Своими впечатлениями от внедрения нового средства по отслеживанию своих достижений в научной, академической, спортивной, общественной и других видах работы поделились обучающиеся первого курса обучения, которые на практике испробовали данное нововведение:
Для нас, первокурсников, этот год был временем новых знаний и открытий. Одним из таких открытий стал функциональный портрет, который помог нам лучше понять свои сильные стороны и определить направления для дальнейшего развития. Многие из нас столкнулись с трудностями при выборе достижений и материалов, которые в большей степени соответствовали бы категориям, указанным в портрете. Полагаю, вскоре функциональный портрет станет для студентов интересным инструментом, с помощью которого будущие педагоги смогут развить ключевые навыки для того, чтобы стать профессионалами своего дела!
Анастасия Протасова, студент
Функциональный портрет – это новые возможности для студентов. Для достижения успеха всегда нужно отслеживать свой прогресс, теперь это можно сделать в личном кабинете студента. Я активно использую эту функцию, так как это позволяет видеть мой прогресс в различных компетенциях. Функциональный портрет показывает достижения студента, также позволяет сравнивать со средним значением по группе, помогает увидеть «непрокаченные» навыки, указывает куда стремиться и в чем развиваться. Я очень довольна этой новой функцией в личном кабинете студента ВятГУ!
Елена Бузмакова, студент
Новая образовательная модель дает студентам возможность получить не только две педагогические специальности одновременно, но и предлагает новые средства обеспечения качества подготовки будущего учителя.
Поступаешь на педагога? Вопросы – задавайте! (ссылка https://t.me/vyatsu_ped_2024)