Интернет-газета

Как научить ребенка свободно общаться и при этом правильно, красиво говорить?

  • 11 февраля 2022, 10:11
  • Автор: admin
  • Просмотров 2030

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Ответ на этот вопрос дала молодой ученый ВятГУ Наталия Жуйкова. Являясь не только теоретиком, но и практикующим педагогом, она провела исследование и разработала для младших школьников комплекс орфоэпических упражнений, нацеленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Рассказываем о нем в Международный день женщин и девочек в науке, отмечаемый 11 февраля на основании резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций

В современном мире важность эффективной коммуникации переоценить невозможно, поэтому вопросы формирования и развития у детей соответствующих компетенций находятся под пристальным вниманием ученых и практикующих специалистов. Среди них кандидат педагогических наук Наталия Жуйкова, в недавнем прошлом учитель начальной школы, а ныне старший преподаватель кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГУ.

Еще обучаясь в магистратуре, Наталия Сергеевна взялась за исследование актуальной темы и рассмотрела ее во взаимосвязи с формированием правильной и красивой речи, в частности норм произношения.

В процессе проведения диагностических работ было выявлено, что младшие школьники владеют орфоэпическими нормами на низком и среднем уровне. Поэтому мне показалось важным заняться именно вопросами формирования орфоэпических компетенций обучающихся 1-4 классов, связав их с более широкой проблемой развития у них коммуникативных универсальных учебных действий, умения выстраивать диалог со взрослыми и сверстниками, -

рассказала Наталия Жуйкова.

Молодой исследователь нацелила экспериментальную работу на создание и реализацию определенных методических условий, позволяющих формировать коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников при одновременном освоении ими норм орфоэпии. Ученый считает: можно и нужно учить детей свободному, без страха и психологического дискомфорта, общению, обращая при этом внимание и на то, как это делать – с помощью грамотной устной речи, правильно произносимых слов. При этом, уверена Н.С. Жуйкова, именно задания на формирование орфоэпических норм заключают большие возможности для становления полезного опыта взаимодействия с окружающими, выработки коммуникативных универсальных учебных действий.

Казалось бы, эта идея лежит на поверхности; однако в методике преподавания русского языка наиболее распространенными оказываются орфоэпические упражнения, выполняемые не в паре или группе – зачастую от школьников требуется просто прочитать слово из учебника, записать его, поставив ударение. Богатейшие возможности общения, диалога при этом утрачиваются – результаты научно-исследовательской работы Наталии Жуйковой дают возможность изменить ситуацию к лучшему.

Ученый-педагог из ВятГУ разработала комплекс орфоэпических упражнений, которые можно применять в 1-4 классах для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Важная роль при этом отведена интерактивной игре «Королевство правильного произношения», в качестве разработчика которой Н.С. Жуйкова стала победителем на всероссийском конкурсе «Игрушки нового поколения».

Апробация комплексного подхода к решению актуальных задач и разработанного учебно-методического материала была проведена в том числе среди обучающихся самой Наталии Сергеевны. По свидетельству педагога, ребята выполняли задания с интересом, оценивая их как увлекательные; но главное – ключевая цель исследования была достигнута.

 

В прошлом году, еще до окончания срока обучения в аспирантуре, Наталия Жуйкова успешно защитила кандидатскую диссертацию. Сейчас она продолжает работу по теме, являясь автором ряда статей, часть из которых написана в соавторстве с профессором Н.С. Александровой. Важно отметить, что интерес к изучаемым аспектам Н.С. Жуйкова привила студентам факультета педагогики и психологии ВятГУ.

Студенты проводят курсовые исследования, выбирая темы, связанные с методикой орфоэпической работы на уроках русского языка в начальной школе. Например, студенты разработали сборник каллиграфических минуток, составленных на основе орфоэпического материала. Учитель записывает слова, в которых обучающиеся должны расставить ударение. Ударный звук становится отправным для выполнения следующего задания, уже по письму. Комплексный подход действительно предоставляет большие возможности и помогает сделать деятельность на уроке более разнообразной и захватывающей, -

заметила Н.С. Жуйкова.

Научное исследование талантливого педагога стало очередным вкладом крупнейшего вуза Кировской области в развитие современной школы, получив высокую оценку коллег из разных образовательных организаций региона и страны.

#ВятГУ #МыФормируемБудущее #НаукаВятГУ #ПедагогикаВятГУ

Версия для печати