3 – 4 марта Институт математики и информационных систем (ИМИС) Опорного университета провел стратегическую сессию, задачами которой стали выработка стратегии развития ИМИС на 5-7 лет в части образовательной и научно-исследовательской деятельности, а также формирование и командообразование управленческого резерва Института.
Модератором сессии выступил Максим Осовский (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте России и Британской высшей школы дизайна, специалист по системному подходу, управлению знаниями и организационными изменениями.
В качестве внешних отраслевых экспертов к сессии были привлечены Ярослав Швецов (Казань, Digital Mission), Михаил Морозов (Йошкар-Ола, лаборатория систем мультимедиа), Владислав Азаров (Чебоксары, SENZAR), Виктор Чаузов (Киров, «Республика цвета»), Станислав Соколов (Киров, ОАО «НИИ СВТ»), Андрей Филинков (Киров, Вятская ГСХА), Павел Шапкин (Киров, UCC), Антон Чарушин (Киров, ООО «Форс-Вятка»).
От ИМИС в сессии приняли участие более 25 специалистов; среди них директор Института Михаил Доррер, его заместитель Олег Кошкин, деканы факультетов Наталья Бушмелева и Дмитрий Репкин, заведующие кафедрами Сергей Ворончихин, Никита Караваев, Евгений Котельников, Сергей Охапкин, Игорь Петров, Евгений Петров, Владимир Семеновых, Алексей Хлебов, Анатолий Шатров, профессора и доценты всех 11 кафедр.
Мероприятие поддержали представители других подразделений ВятГУ: директор КирПИ Иван Губин, руководитель молодежного центра инновационного предпринимательства «Бизнес-инкубатор» Сергей Толстобров, заместитель руководителя департамента информационных технологий Александр Кашников, начальник отдела проектирования и сопровождения электронных образовательных ресурсов Александр Михеев.
Активное участие в организации и проведении сессии принял советник при ректорате по стратегии и коммуникационной политике Дмитрий Донсков.
На открытии мероприятия выступил и.о. ректора ВятГУ Валентин Пугач. Он указал на наличие в ИМИС проблем, связанных с незавершенной после объединения вузов интеграцией подразделений, а также с компромиссным характером сформировавшихся структур. Перед участниками сессии им была поставлена задача выработать общий образ будущего, определиться с направлениями и конкретными шагами развития Института. В.Н. Пугач подчеркнул, что эта задача особенно тяжела для сферы ИТ, в которой смена поколений технологий происходит каждый 2 - 3 года.
Работа сессии продолжалась в течение двух дней.
В первый день было проведено согласование представлений участников о текущем положении дел в Институте. Каждый такт анализа выполнялся в составе микрогруппы из 6 человек, а затем был представлен в виде доклада в нескольких соседних микрогруппах.
Завершился день коллективным обсуждением – рефлексией. Разговор получился нелегким: много вопросов вызвали формат и предполагаемая эффективность мероприятия. Вместе с тем большинство выступающих отметили видимый результат работы: в ходе обсуждений бывшая разнородной команда сплотилась – в итоге были найдены и общий язык, и общее представление о состоянии дел в Институте.
Во второй день участники стратегической сессии перешли от вопросов анализа текущей обстановки к выработке образа будущего. Об этом подробнее рассказал директор Института математики и информационных систем Михаил Доррер:
Формулировка требований к Институту была возложена на отраслевых экспертов, каждый из которых заказывал выпуск команд под свои бизнес-проекты и модерировал работу одной из микрогрупп. Каждым экспертом были сформулированы требования к командам, которые ИМИС должен готовить для участия в проектах. Были выполнены следующие шаги стратегического проектирования:
- Форсайт: на этом такте команды определялись и рассказывали друг другу, какие события могут произойти в ближайшие 5-10 лет в России и мире, чтобы в итоге на этой же временной шкале создать картину собственного развития. Карта форсайта заполнялась четырьмя слоями: события, технологии, законы, индивидуальные траектории участников.
- Формирование повестки развития университета под требования отрасли.
На этом этапе были описаны и обсуждены в группах набор компетенций будущих команд; предварительные учебные планы для выпуска команд, обладающих таким набором компетенций (при этом в процессе обсуждения учебных планов в соседних микрогруппах учебные планы дополнялись требованиями эксперта, который модерировал данную микрогруппу); требования к материальной базе и организационной структуре, позволяющие вести подготовку по разработанным учебным планам.
Завершающим мероприятием второго дня стала итоговая общая рефлексия результатов. Выступавшие отметили, что работа этого дня выстроилась значительно динамичнее. По сравнению с предыдущим, отмеченным повторением уже известного, второй день стал началом генерации нового. И хотя, по мнению участников сессии, сформировать четкий календарный план перехода на подготовку в соответствии с выработанной концепцией не удалось, были сделаны два очень важных шага. М.Г. Доррер пояснил:
Во-первых, сформировалось осознание разрыва между требованиями инновационных проектов в отрасли и сложившейся практикой подготовки, понимание необходимости совершенствования работы Института.
Во-вторых, выкристаллизовалась команда энтузиастов, готовых включаться в работу по развитию Института.
Важными стали также проведенные с приглашенными экспертами деловые контакты, заложившие перспективные направления развития кафедр ИМИС. Так, состоялось интересное общение с Михаилом Морозовым, руководителем лаборатории систем мультимедиа Марийского государственного технического университета. Взаимодействие с этой лабораторией позволит запустить совместные проекты в области виртуальной и дополненной реальности и ее применения в игровой индустрии и педагогике.
Без сомнения, стратегическая сессия Института математики и информационных систем оказалась полезной и продуктивной, стала стимулом для развития одного из важнейших подразделений Опорного университета.