В Институте химии и экологии Вятского государственного университета по заказу компании «Вятские дары природы» создан уникальный продукт на основе березовой чаги, известной своими противоопухолевыми, антивирусными, антибактериальными, иммуномодулирующими свойствами.
На кафедру экологии и природопользования обратился предприниматель, убежденный, что качественные продукты нужно оставлять, прежде всего, в своей области и стране, а не продавать за рубеж. Заказчику было важно, чтобы продукция не просто декларировалась как функциональная, а в действительности обладала научно доказанными эффективными свойствами. Для достижения этой цели ему потребовались профессионалы с многолетним опытом изучения недревесной продукции леса. Перед ними была поставлена задача – разработать максимально полезные чайные композиции на основе березовой чаги.
Об этом сообщила доктор биологических наук Анна Олькова, научный руководитель проекта. Кроме нее, в команду вошли доцент Евгения Товстик и аспирантка Мария Сысолятина. Неоценимый вклад в реализацию намеченных планов внесли студенты направления подготовки «Лесное дело».
Исследователи изучили и обобщили данные о полезных свойствах березовой чаги, подтвердив, что она является прекрасной альтернативой черному чаю. По многим характеристикам чага-чай превосходит классический чайный напиток. Чага всегда природного происхождения – это означает, что она произрастает без удобрений и химикатов. Кроме того, чага свободна от кофеина, что делает фиточай на ее основе особенно ценным для людей с возбужденной нервной системой.
Для составления чайных композиций, помимо чаги, было использовано разнообразное растительное сырье, польза которого – в том числе в качестве составляющей функционального продукта питания - также была научно подтверждена.
После выбора наиболее подходящей фракции измельченной березовой чаги как основы композиций фиточая были составлены многочисленные рецептуры. Среди них было отобрано 25 самых ярких. Каждая из них полностью соответствует ГОСТу для чая и чайной продукции. При этом исследователи ВятГУ предложили оригинальную маркетинговую концепцию.
25 разработанных композиций были распределены по пяти тематическим группам: «Лес да поле», «Летний сад», «Дом и баня», «Таежный дух», «Поляна здоровья». Это было сделано не просто так, а на основании органолептических свойств продуктов. В их оценивании участвовали студенты-экспериментаторы.
При отнесении композиции к той или иной группе участники проекта руководствовались ассоциациями. Например, чага с иван-чаем и имбирем или с душицей и смородиновым листом навевает представление о доме, подсобном хозяйстве – отсюда отнесение этих композиций к серии «Дом и баня». А чага с мелиссой и лемонграссом или, скажем, с яблоками и ванилью вызывает образ летнего сада, давшего название одной из групп фиточая,
- рассказала Анна Олькова.
Функциональные продукты питания, разработанные в ВятГУ, были отмечены сертификатом доверия Вятской торгово-промышленной палаты. Главное же – они дошли до потребителя и оказались востребованными. Об этом свидетельствуют объемы продаж на маркетплейсах и в розницу. Необычным фиточаем все чаще заинтересовываются популярные кофейни и пекарни.
Сотрудничество ученых крупнейшего вуза Кировской области с производителем продолжается. На очереди выпуск очередного полезного продукта.
#ВятГУ #НаукаВятГУ