Идея внедрения проектно-ориентированного образования на факультете технологий, инжиниринга и дизайна ВятГУ возникла несколько лет назад, еще до того, как проектная деятельность стала мейнстримом. В топовых университетах мира уже существовала успешная практика такого обучения – неудивительно, что ведущие российские вузы стали осваивать передовые технологии.
Декан факультета технологий, инжиниринга и дизайна канд. техн. наук Виталий Лисовский поясняет:
- На своем факультете мы решили перейти к активным действиям после посещения Московского политеха, с 2014 года успешно внедряющего принципы проектного обучения в своей деятельности.
Однако мы не стали перенимать опыт под копирку, а принялись осваивать его в соответствии со своими ресурсами, традициями, задачами.
- С чего было решено начать?
- С первого курса. Именно там нам показалось целесообразным в первую очередь вводить проектную деятельность. Как известно, на первом курсе студенты еще не обладают профессиональными умениями и навыками, поэтому нет смысла ожидать, что они реализуют сложные инженерные задачи. Мы решили поставить общую для всех цель – построить машину Голдберга.
- Виталий Алексеевич, поясните, что это за конструкция?
- Машина Голдберга – это сложная конструкция из обычных материалов, которые используются нестандартным способом. Их выстраивают и соединяют определенным образом, чтобы с помощью цепочки разнообразных действий, построенных по принципу домино, выполнить простую задачу, например, включить лампочку или запустить хлопушку. Действия следуют друг за другом по цепочке и без остановки, их разнообразие и эффектность финала зависят только от фантазии создателя.
- В чем заключалась цель этого задания?
- Такая задача, на наш взгляд, позволяет проявить творческие и изобретательские способности студентов, получить навыки работы с инструментами, способствует командообразованию. Собственно говоря, это и есть введение в проектную деятельность.
- Каким образом была организована работа?
- Мы разбили студентов на 12 групп, в каждой из которых оказалось по 9-11 человек. Принципиальный момент заключался в том, что в каждую группу вошли студенты разных направлений подготовки.
Каждая группа создавала собственный проект машины в течение полутора месяцев. Студенты самостоятельно организовывали свою совместную работу. Преподаватели, выступившие кураторами, должны были воздерживаться от подсказок, советов, готовых решений – их задачей явилось исключительно обеспечение процесса аудиториями, проекторами, флипчартами, маркерами и прочим.
В середине ноября прошлого года была организована презентация проектов перед экспертами, в ходе которой студенты смогли, с одной стороны, поделиться приобретенным в ходе совместной деятельности опытом; а с другой, выслушать замечания профессионалов и получить от них ценные советы. Кроме того, каждый проект получил оценку. Для нас как организаторов этот этап был нужен, прежде всего, в целях получения оценки ресурсов, требуемых для изготовления машин в материале.
- Было ли продолжение работы после ответственного выступления?
- Конечно. В последующие недели студенты занимались доработкой проектов и изготовлением своих машин в лабораториях факультета. 5 декабря состоялась демонстрация получившихся машин. Поясню, что на монтаж конструкций было отведено 4 часа, после чего по порядку состоялась демонстрация работы каждой из них. Мероприятие получилось очень живым! Оно собрало большое количество зрителей, в том числе, «болельщиков» - причем, не только с нашего факультета.
- Виталий Алексеевич, что же дальше?
- В весеннем семестре мы сформировали пул проектов. Это проекты разной сложности. Все они будут реализованы под руководством «взрослых»: преподавателей ВятГУ и специалистов предприятий-партнеров. Студенты уже выбрали интересующие их темы – в настоящее время дан старт процессу концептуального проектирования. Публичная демонстрация прототипов запланирована нами на начало июня.
- Обязательно посетим! Спасибо, Виталий Алексеевич, за интересную информацию.