Высшая школа имеет длительную историю, корни которой уходят вглубь веков. Высшие учебные заведения являются вторыми в мире (после церкви) по «продолжительности жизни». И это неслучайно: ведь речь идет не столько о каких-то технических вещах, не столько о развитии навыков, сколько о формировании людей. Жизнь не стоит на месте, и те глобальные изменения, которыми характеризуется современность, предъявляют повышенные требования к преподавателям высшей школы,
- с этих слов начал разговор Сергей Никулин, проректор по образованию Вятского государственного университета. Сейчас, сообщил он, в ВятГУ работает более 600 преподавателей. Свыше 80 процентов из них являются докторами наук и кандидатами наук.
В последние десятилетия у преподавателя вуза появился серьезный конкурент – интернет. Это означает, что каждый тезис, любой факт студент уже в аудитории может проверить, получив в итоге дополнительную информацию, в том числе альтернативную.
Перед преподавателем встает интересная задача – воспринимать студента не как ученика, а как коллегу-партнера, который вместе с тобой находится в поиске правильного решения и может обладать дополнительными компетенциями, позволяющими формировать новые знания,
- отметил Сергей Никулин.
Сергей Викторович подчеркнул, что современный преподаватель – это всегда активный исследователь. Он также должен уметь правильно формировать документацию, осуществлять планирование и управление проектом: ведь именно в этом формате можно рассматривать любой эксперимент.
Сергей Никулин рассказал:
В нашем университете подавляющее число преподавателей проводит собственные исследования. У всех на слуху биофармацевтика и пищевая биотехнология, водородная энергетика, гармоничная личность с индивидуальными траекториями обучающихся. Все это, нужное и важное, оформлено в виде стратегических проектов, входящих в программу развития вуза «Приоритет-2030». Каждый из проектов ведет группа преподавателей, которые от звонка до звонка работают в аудитории, а потом идут в лаборатории, где занимаются исследованиями, руководят разработками магистрантов. А еще они посещают производство, встречаются с работодателями, знакомятся с опытом других вузов – без этого сейчас никуда! Радует, что значительная доля коллег, участвующих в стратпроектах, это довольно молодые люди, выбравшие для себя карьеру преподавателя-исследователя и оставшиеся в ней.
Сергей Никулин сделал акцент на важнейшем тренде:
У нас есть преподаватели, которые активно занимаются предпринимательством. Среди них есть и очень опытные преподаватели, например, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой электротехники и электроники Александр Анатольевич Красных. На кафедре ведутся разработки новых видов приборов – они пользуются большим спросом. Александр Анатольевич помогает не только постичь азы профессиональной деятельности, но и почувствовать вкус к этой работе. Неслучайно его ученики остаются на кафедре, становясь впоследствии великолепными преподавателями.
Теплые слова собеседник произнес в адрес известного ученого и преподавателя Анатолия Ивановича Изотова, в течение многих лет возглавлявшего кафедру электрических машин и аппаратов, создавшего вокруг себя большой научный коллектив.
Именно благодаря Анатолию Ивановичу я стал проводить исследования и принял решение остаться в университете еще в 2002 году,
- поделился Сергей Никулин, заключив:
Замечательных педагогов в университете гораздо больше, чем те, которых я назвал. Все эти люди, без преувеличения, делают настоящее и будущее нашей страны.
Сергей Викторович заострил внимание еще на одном аспекте:
Особую роль приобретает воспитание в вузе. Это вопрос формирования универсальных компетенций, гражданской позиции; это обсуждение вместе со студентами того, что происходит в мире, поиск правильных ответов. Многие наши преподаватели имеют активную гражданскую позицию. Они участвуют в сборе гуманитарной помощи, плетут сети, которые доставляются бойцам в зону СВО.
Сергей Никулин ответил на вопрос о собственном преподавательском опыте. После окончания аспирантуры он несколько лет работал на кафедре электрических машин и аппаратов, подопечным которой был в годы студенчества. Кандидат технических наук Сергей Викторович Никулин преподавал студентам родного электротехнического факультета такие дисциплины, как «Электрические машины» «Электрические и электронные аппараты», «Мехатроника».
Будучи преподавателем, ты общаешься с разными ребятами, учишься понимать каждого. Ведь в аудитории есть разные люди. Кто-то пришел с серьезным настроем и действительно хочет учиться, узнавать новое. Есть и другие ребята, с иными приоритетами. Как их заинтересовать? Вот это была одна из главных задач в преподавательской деятельности. Преподаватель должен, кроме всего, быть тонким психологом,
- заметил Сергей Викторович. И признался:
Я вспоминаю этот опыт как очень интересное время своей жизни. Мне нравилось общаться с коллегами на кафедре. Они мне очень помогли, когда был аспирантом, а потом молодым преподавателем, в плане подготовки методических разработок непосредственно для проведения занятий; давали ценные советы.
В завершение разговора Сергей Викторович счел важным обратиться к студентам:
Ребята, работа преподавателя высшей школы, безусловно, сложна. Она не позволит вам сидеть очень спокойно, почивать на лаврах, потому что надо постоянно развиваться, вносить изменения в свою деятельность. И точно необходимо, чтобы постоянно работала голова. Но при этом, работая со студентами, преподаватели сохраняют молодость, как минимум душевную. Посмотрите еще раз на своих преподавателей, задайте себе вопрос: а хотел бы я быть преподавателем в университете? Обратите внимание на трек работы с наукой. Ведь сейчас в плане развития технологического суверенитета страны, обеспечения ее безопасности крайне востребованы научные исследования, разработки. Рассмотрите для себя такой карьерный трек. Для преподавателей, которые успешно занимаются своей деятельностью, добиваются высоких результатов, это очень благодарная работа – не только в моральном, но и в материальном плане.
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #ОбразованиеВятГУ #ПреподавательВятГУ #ИсследованияВятГУ #Приоритет2030 #ДеньПреподавателяВысшейШколы