Яркий пример тому – образовательный интенсив «Построение инновационных экосистем. Уроки калифорнийских университетов» от стартап-адвоката Управления инноваций и коммерциализации Калифорнийского государственного университета в Сан-Диего (США) Брианы Вайзингер для студентов, преподавателей, молодых предпринимателей, состоявшийся в последнюю декаду ноября. Её визит был реализован в рамках Russian Business Leaders Program при поддержке American Councils of International Education. Идея приглашения успешного и востребованного на международном уровне специалиста в области менеджмента и маркетинга принадлежит Екатерине Щеголевой, выпускнице Russian Business Leaders Program, в недавнем прошлом сотруднице ВятГУ, а ныне – директору научно-производственного предприятия «Элемент 120», соучредителя малого предприятия при ВятГУ «Стардаст», которая стажировалась в США. Она включила в международный грант ответный визит в Россию своего руководителя, Б. Вайзингер, магистра искусств и магистра делового администрирования (M.B.A).
Как это было?
Трехдневный образовательный интенсив предполагалось выстроить не как визионерский лекторий, но как практическое вхождение в технологию глобальной предпринимательской экосистемы, и оно было реализовано в задуманном ключе. Три дня погружения, 25 часов работы. Разнообразие форматов: лекции, дискуссии, проектные воркшопы, конкурсы, интервью на радио «Эхо Москвы в Кирове», консультации... Что еще? Ещё неформальное общение с участниками тренинга.
Вводные перед началом сессии задал ректор ВятГУ Валентин Пугач. Он рассказал об инфраструктуре университета, первых инновационных шагах к созданию экосистемы в университете. В презентации было продемонстрировано поэтапное движение регионального университета от решения традиционно образовательной и научно-исследовательской задачи к так называемой «третьей миссии» – современному предпринимательскому университету. В этой логике ВятГУ не стоит на месте, а готовит новые образовательные программы, поддерживает студенческие конкурсы «УМНИК», «Инновационный предприниматель», открывает новые таланты, развивает Бизнес-инкубатор, Центры превосходства, Инжиниринговый центр, взаимодействует с индустриальными партнерами.
Опытом построения экосистемы поделились также министр Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Н. Кряжева, директор Политехнического института ВятГУ И. Губин, представитель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Кировской области С. Толстобров, руководитель Фонда содействия инновациям в Кировской области А. Шадрин.
Знакомство с автором образовательного интенсива модерировала Е. Щеголева, которая построила общение в виде панельной дискуссии (читай: вопросов/ответов) на тему «Экосистема инноваций и старапов в Сан-Диего и Калифорнийском университете Сан-Диего». Ключевым здесь и далее стали два понятия – экосистема и стартапы. Не потому, что присутствующие впервые услышали термины, а с позиций того, как это понимается и работает в предпринимательской среде Университета в Сан-Диего.
Зачем университету предпринимательская экосреда?
На этот вопрос Б. Вайзингер подробно ответила на лекции «Дизайн-мышление как основа предпринимательского успеха» в рамках просветительского проекта ВятГУ «Лекции в Политехническом».
– Большинство (и это характерно для многих стран) не считает университеты центрами предпринимательства. Но как раз именно они и являются создателями экосистемы. Судя по тому, что я услышала на вводных ректора, вы как раз на правильном пути – учитываете экономический резонанс и социальный.
Гостья из Сан-Диего поделилась опытом организации эффективных образовательных курсов и мероприятий для стартапов и предпринимателей, продвигая технологию дизайн-мышления, которую она препарировала точно, остро, привлекая многочисленные примеры из собственной практики. У этой практики – своя история успеха, и началась она с построения в 2016 году архитектуры предпринимательской экосистемы в университете, где Б. Вайзингер возглавляет офис коммерциализации стартапов, занимаясь трансфером технологий, разработкой программ обучения, руководством крупных предпринимательских инициатив. Она стала первым стартап-адвокатом в Калифорнийском университете Сан Диего, которая привлекла $ 2 млн. для поддержки предпринимательства.
– Наш университет тратит огромные деньги на это. Сегодня мы имеем портфель из 2500 патентов, ежегодно пополняя его и создавая примерно 60-70 компаний в год с новыми рабочими местами. Так мы оказываем прямое влияние на социальное и экономическое развитие региона.
– Инвесторы, конечно, нужны университету, и стартапы – хороший повод начать договариваться с предпринимателями. Для этого я организовала конференцию, где вместе встречаются носители идей, авторы проектов, студенты, преподаватели, инвесторы. На последней конференции Ignite («Зажигаем») собралось 1500 участников, и нам удалось со многими предпринимателями договориться, в том числе, на тему создания частного венчурного инвестора, чем я в данный момент и занимаюсь.
Что есть дизайн-мышление?
Идея дизайн-мышления сегодня находится в фокусе антропоцентристских процессов. Впервые её сформулировал Герберт Саймон в 1969 году в книге «Науки об искусственном» (The Sciences of the Artificial). Позднее идею развили ученые Стэнфордского университета, создав Стэнфордский институт дизайна, или d.school, который продвигает идею дизайн-мышления во всем мире.
Понятие дизайн-мышления объясняют по-разному. Версия Б. Вайзингер:
– Надо иметь в виду, что дизайн-мышление – это возможность и способность мыслить не конвенционально, а выходя за пределы привычного знания, думая, прежде всего, о человеке, а не компании, менеджере, начальниках.
Дизайн-мышление – это обязательно цикл, помогающий понять пользователя, переосмыслить проблему, найти альтернативные решения. Пять шагов этого процесса достаточно известны. Это:
– эмпатия (проникновение вглубь проблемы)
– фокусировка (формулирование конкретной задачи)
– генерация идей (проработка идей и выбор решения)
– прототип (создание модели для найденных решений)
– тест (получение обратной связи, нахождение лучшего решения).
Технология дизайн-мышления универсальна. Её можно применять в любой области, например, в планировании путешествия, запуске нового бизнеса, разработке логотипа, сайта, айдентики. На конкретных примерах гостья из США раскрыла, как работает каждое звено этой цепи, апробировав методологию сначала на лекции, во второй день – с преподавателями (наставниками) и, наконец, работая со студентами.
Магия работы
– Кто из присутствующих инженеров любит покидать свои лаборатории и выходить к людям, чтобы рассказать про своё дело? Поднимите руки! – был вопрос к аудитории.
– Вижу, мало кто. Я так и думала. Это типичная проблема. Но вам могут помочь гуманитарии! Надо кооперироваться с ними, чтобы выйти на рынок и продать свой продукт.
Далее Б. Вайзингер подчеркнула, что при создании продукта необходимо единство трех аспектов: желательности, жизнеспособности и экономической целесообразности.
– Если вы будете следовать этим принципам, то, уверена, достижение цели не за горами. И помните: как бы хорошо вы не работали сегодня, завтра вы будете не удовлетворены. Есть магия постоянной работы над собой. И всегда есть возможность сделать шаг к лучшему, более совершенному.
Про неудачи:
– Без них нельзя. Надо к ним правильно относиться. Спокойно. Просто идти дальше. Только меняясь постоянно, мы сможем менять этот мир.
Стартапы в действии
Третий день отзеркалил второй. Около ста студентов прошли все пять шагов, чтобы в итоге представить на суд импровизированного жюри свои идеи/проекты и понять: «воображение иногда важнее, чем знания». Кроме того, проектные команды в режиме интенсива получили навыки питчинга – краткой, на 90 секунд, презентации своей идеи; изучили кейсы лучших стартапов в части проблемы «Как создавать продукты, которые будут продавать?; освоили бизнес-моделирование (этот раздел тренинга назывался «Как выжить в долине смерти? Где найти деньги?»).
Конечно, не все сто участников дошли до финала. Но мотивированная часть студентов представила в 4-х минутном режиме свои проекты, лучшие из которых (их 14) вышли в финал, а самые успешные (их четверо) получили ценные подарки (вручал руководитель команды организаторов – Роман Веснин, заведующий кафедрой химии и технологии переработки полимеров).
Финал ясно дал понять: всё, что случилось за три дня, не было игрой и лишь веселым соревнованием студенческих амбиций (хотя, куда без них?). Это был полноформатный тренинг с получением сертификатов. Это была технология обучения предпринимательским компетенциям – ровно то, что происходит и будет происходить в пространстве Точки кипения ВятГУ.
Про одержимость
Победителями образовательного интенсива стали:
1. Надежда Зверева с идеей проекта «Разработка технологии производства антивандального покрытия»
2. Проект StudySkySistem (лидер – Владислав Салтыков) – программа лояльности на основе технологии распознавания лиц
3. Ольга Потанина с идеей стартапа «Приложение для оценки вероятности возникновения полиноза (аллергии на пыльцу)»
4. Анна Нелюбина с проектом «Разработка удобрений пролонгированного действия»
Эти стартапы (при окончательной упаковке) реально претендуют на финансирование. Ну, а как и где брать деньги – вопрос уже пройденный. Через неделю в Точке кипения ВятГУ стартует федеральный конкурс УМНИК – вот и возможность поддержки.
Прощаясь с теми, кто дошел до конца интенсива, Бриана Вайзингер высказала мудрую мысль:
– Если вы просите у инвестора деньги, он даст вам совет. Если просите совет, он даст вам деньги
… и раскрыла главный секрет своего успеха:
– Я люблю то, что я делаю. Главное на этапе стартапа даже не деньги. Вы их можете получить. Главное – это твоя одержимость и такие же одержимые (может быть, даже слегка сумасшедшие!) люди рядом. И если вы решили стать предпринимателями, верьте в себя, оставайтесь самими собой. Тогда успех обязательно придет!
Наталья Поспелова,
руководитель проекта «Лекции в Политехническом»,
заместитель руководителя Центра развития ВятГУ
25-27 ноября 2019 года