Продолжительность лекции побила рекорд всех выступлений за время существования проекта. Лекция длилась почти два с половиной часа. Судя по вниманию и горячим финальным аплодисментам, она могла бы длиться еще долго – настолько увлекательно, профессионально и интересно вел свой монолог известный в России и мире архитектор.
Свое выступление А. Боков построил из трех частей:
первая стала презентацией основных реализованных проектов архитектора (среди них - Государственный музей В. В. Маяковского, футбольный стадион «Локомотив», Крытый конькобежный центр в Крылатском, Ледовый дворец «Мегаспорт», здание театра Et cetera и др.). Вторая часть была посвящена любимому периоду – доисторической «деревянно-каменной» России. И третья – проблемам архитектуры и строительства современного российского города.
Кто необходим сегодня современному городу – художник, или инженер-архитектор? – обратился к публике с вопросом лектор. Задача архитектора – быть соучастником создания картины мира города. Процесс творчества, по мнению Андрея Бокова, заключается в особом расположении цветов, геометрических фигур, линий, углов при формировании культурного ландшафта. В итоге возникает единая модель, составными частями которой являются ворота, центр, периферия, район, дом и, наконец, квартира.
Картина мира должна включать ещё один, самый главный элемент – человека, жителя города. Именно ради него и вокруг него выстраиваются различные архитектурные формы. Человек должен жить в гармоничной среде, которая не вступает в противоречие ни с живой природой, ни с природой человека. «Человеку просто необходимо видеть солнце!» - считает А. Боков. Архитектор ностальгирует: удобные для проживания, сбалансированные города ушли в прошлое, мы их потеряли. С 1917 года российское государство кардинально и резко изменило парадигму городского строительства. Архитектура стала жертвой идеологии – с помощью нее шел процесс перекодирования сознания людей под определенную идеологическую модель. Но, как ни парадоксально, учет мнения самого человека в этот процесс не входило. Все вопросы решались исключительно в одностороннем порядке. В итоге мы получили города, «сотканные из лоскутного одеяла», потерявшие всякую гармонию.
Сегодня метод, который активно используется при городской застройке, это метод свободной планировки микрорайонов. Но он уходит в прошлое. Большая проблема – это урбанизация. Она стирает индивидуальность не только при строительстве больших мегаполисов, но и русских провинциальных городов.
«Но не все так печально, – резюмировал в заключении своего достаточно критического анализа Андрей Владимирович. – Сейчас обнаруживаются признаки другого отношения к городу – более человекосоразмерного».
Лектор призывает нас вернуться к гармонии: между природой и культурой, между властью и профессиональными архитекторами, застройщиками и городским сообществом. Нам снова нужно сделать город удобным: добиваться качества, разнообразия и доступности жилья, а также обеспечивать людей достойной инфраструктурой.
Какова роль архитектора? Во все времена архитектор нес, прежде всего, социальную ответственность за город, за его образ, неповторимую индивидуальность, поскольку город – это живой организм. Сегодня, к сожалению, городское управление перестало нуждаться в профессионалах градостроительного дела. Архитектора нужно вернуть в современные российские города, вернуть ему возможность выполнять свою миссию – служить горожанам, конструировать пространство для жизни людей сообразно гармонии прошлого, настоящего и будущего.
Артем Москвин,
кандидат культурологии,
доцент кафедры культурологии ВятГУ