Профессор выступил 31 октября 2014 г. в ВятГУ – накануне праздника народного единства – с лекцией на тему: «Уходит ли Россия из Европы? (демократические традиции в России: история и современность)». Помимо встречи с аудиторией проекта «Лекции в Политехническом» А.А. Кара-Мурза принял участие в программе «Дневной разворот» на радио «Эхо Москвы-Киров» и программе «Журсовет» на телеканале «Девятка-ТВ», дал интервью студенческому телевидению ВятГУ.
Диагноз нашему времени
Ответ на вопрос, который известный историк, философ, писатель-публицист, приверженец русского просвещения и продолжатель просветительских традиций в наши дни, сам себе обозначил в первой части темы, прозвучал почти сразу и вполне определенно: Россия никуда не уйдет из Европы. Они нужны друг другу.
И дело даже не в том, что профессор ненавязчиво, но настойчиво призывал хранить и обновлять демократические традиции (куда сегодня без них!), а в том, что эти традиции рассматривались им с позиций широко понимаемого просветительства.
Что это было? Описание конкретных исторических событий и фактов с позиций искусного рассказчика? Логически выстроенное, с неожиданными ассоциативными перекличками философское осмысление прошлого? Или диагноз нашего времени, вынесенный на основе понимания сути происходящих политических процессов в России? Сложно сказать. Но то, что это было увлекательно, захватывающе и поучительно, очевидно. Достаточно вспомнить многократно звучавшие аплодисменты, которыми, как крупными стежками по ткани, была пронизана лекция – признак явного удовольствия и одобрения сказанному со стороны публики (среди которой, к слову, был недавно избранный губернатор Кировской области Н.Ю. Белых >>).
Открытие Европы
Оно происходило и происходит у каждого по-своему. Это, по сути, процесс. А. Кара-Мурза, выстраивая цепочку из не всегда рядоположенных фактов, сделал неожиданное заключение: «Россия спасается Европой. Не было ни разу случая, чтобы Европа придавила Россию. Да, был немецкий нацизм, но его выкинули». Для доказательства Кара-Мурза привел пример с посленаполеоновским периодом российской истории, а конкретно – с политическими действиями Александра I, который в определенный момент понял, в чем беда – в России не хватает государственности, она вся нелегитимна (убили отца, и правит он не легитимно, он – конституционный монарх, а Конституции нет). Александр I призвал графа М. Сперанского написать Конституцию в духе европейских образцов. Как оказалось, ее приняли только через сто лет. Отлучение от Европы привело к поражению в Крымской войне (1856). Антиевропейская политика стала одной из причин того, что Россия проиграла в войне с Японией (1905).
Вятский текст русского европеизма
То, что когда-то А.И. Герценом было названо «партией народного просвещения», в содержании лекции А.А. Кара-Мурзы приобрело какой-то новый-старый смысл: все присутствующие прониклись причастностью к процессу познания, а через него – к необходимости «сеять разумное, доброе, вечное», как это уже было не раз в истории русской интеллигенции.
Приводимые факты не были оторваны и от вятского текста культуры, с которой автор лекции знаком не понаслышке. Взять, к примеру, хотя бы картину С. Щедрина «Вид в окрестностях Неаполя» из коллекции Вятского областного художественного музея им. бр. В.М. и А.М. Васнецовых. Кара-Мурза предложил обновленную атрибуцию известной работы петербургского художника. В версии Кара-Мурзы (с чем согласились искусствоведы – научные сотрудники музея) работа С. Щедрина получила название «Вид в окрестностях Неаполя. Амальфи». Ценное (а главное достоверное) уточнение, материализованная перекличка: Россия – Италия, Вятка – Амальфи.
Особое внимание лектор уделил проблеме истинного патриотизма и истинного служения народу. Сквозной фигурой лекции стал один из любимых профессором представителей русской просветительской мысли А.И. Герцен. С его именем связана история культуры Вятки XIX века. В лекции было много ассоциативных пересечений идей Герцена с идеями последующих поколений русской просветительской (читай: демократической) мысли. Интерес и любовь к просветительству как образу жизни Кара-Мурза дополнил сюжетами из общественно-политической жизни на примере деятельности В. Соловьева, Т. Грановского, М. Стасюлевича, С. Муромцева, Б. Чичерина. Запомнился, в частности, малоизвестный факт – похороны декана исторического факультета МГУ Т. Н. Грановского (1813-1855), собравшие небывалое количество прогрессивной по тому времени молодежи. На протяжении 50 лет приходили на могилу популярного и любимого в Москве профессора-историка почтить память его ученики, ученики учеников. Это было сакральное действо студенчества, на котором собирались те, кто исповедовал идеалы русского европеизма.
«Я никогда здесь не был, но я все здесь знаю»
Это признание Н.М. Карамзина (1766-1826) – дальнего и прямого предка Кара-Мурзы, впервые приехавшего в Париж – профессор привел в качестве одного из доказательств европейскости многих великих русских мыслителей. Юнг с Платоном правы: даже идеи (не только гены) закрепляют в коллективном бессознательном культурную память. Она, память, через века, через года подсказывает в предлагаемых обстоятельствах убеждение: «я это знаю»; «это когда-то со мной происходило». И в этом нет никакого мистицизма.
Ученый с ярко выраженной гражданской позицией свободно и ответственно вел разговор о свободе и ответственности как ключевых идеалах европейского классического либерализма – либерализма не просто в его историческом обрамлении, но явлении философско-культурологического разворота, получившего широкий резонанс в культуре и политическом ландшафте XX-XXI вв. Вдохновенно говорил Кара-Мурза о жизни русских интеллектуалов – от поколения «1913-го» (Н. Огарев, Т. Грановский) до А. Чехова и С. Дягилева. Все они, получившие разностороннее гуманитарное образование (роль и значение которого автор лекции особо подчеркнул, проводя параллель с подготовкой специалистов разных профилей в современном университете), исповедовали европейские ценности и считали себя «русскими европейцами». Их традиции живы, несмотря на искаженное прочтение в XXI в. В этом смысле, отвечая на вопрос ректора ВятГУ В.Н. Пугача, А. А. Кара-Мурза солидаризировался с ним по части девальвации классических ценностей либерализма, которые сегодня мы наблюдаем (а иногда бездумно перенимаем) у европейцев.
Что будет с Россией?
Этот вопрос невольно висел в воздухе. Как опытный и мудрый лектор, Кара-Мурза предугадал ожидание публики и прямо сформулировал его в конце встречи. Действительно, получив емкую и достаточно полную информацию по истории становления, развития и трансформации идеи русского демократизма, люди страстно желали получить нечто вроде рецепта (или плана-проспекта) на завтрашний день. А.А. Кара-Мурза, на волне флюидов слушателей, не ушел от ответа на этот вопрос, но, как показалось, с удовольствием «перевел стрелки» на Президента, ответив словами В.В. Путина: «Мы будем счастливы».
… и в коллекции афиш «Лекций в Политехническом» остался автограф нашего современника – профессора-просветителя – с пожеланием: «Будьте счастливы!». Нет случайностей в этом мире.
Наталья Ивановна Поспелова,
руководитель проекта «Лекции в Политехническом»,
декан факультета гуманитарных и социальных наук ВятГУ