150 лет назад родился первый директор Вятского учительского института

150 лет назад родился первый директор Вятского учительского института

01.11.2024

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Материал об Александре Модестовиче фон-Вилькене предоставлен профессором ВятГУ Владимиром Борисовичем Помеловым

В 2024 году исполняется не только 110 лет со времени открытия Вятского учительского института, но и 150 лет со дня рождения его первого директора Александра Модестовича фон-Вилькена. Он родился в Риге 1 (13) ноября 1874 г. в семье небогатых латышских дворян немецкого происхождения: коллежского асессора Модеста Вильгельма фон-Вилькена и его жены Варвары Александровны. Окончил 1-ю Казанскую мужскую гимназию, а в 1898 г. – отделение естественных наук физико-математического факультета Казанского университета, получив диплом 1-й степени, что соответствовало нынешнему диплому с отличием. 

С этого года началась его педагогическая деятельность. Он преподавал естествознание в Казанском промышленном училище и одновременно читал курс естествоведения и товароведения в частной профессиональной школе Л.П. Шумковой. Александр Модестович преподавал биологию в школах г. Казани, был среди самых первых преподавателей Казанского промышленного училища, приват-доцентом строительного института. С 1902 г. работал преподавателем естествоведения, географии и физики в Казанской учительской семинарии. В Казани в начале XX века он считался одним из наиболее заметных специалистов в области естествознания. Важной вехой в научной деятельности А.М. фон-Вилькена было его многолетнее участие в работе Общества естествоиспытателей при Казанском университете.

Попечитель Казанского учебного округа ценил организаторские и преподавательские качества статского советника А.М. фон-Вилькена и назначил его директором вновь создававшейся Бугурусланской учительской семинарии в 1912 г. Когда зашла речь об открытии учительского института в г. Вятке, кандидатура фон-Вилькена оказалась наиболее подходящей, и он был утвержден директором. 

Важной задачей директора было привлечение подходящих преподавателей. Александр Модестович успешно справился с ней. Особенное внимание фон-Вилькен, страстный библиофил, уделял созданию институтской библиотеки. Несмотря на тяготы военного времени и связанные с этим материальные трудности, он пытался использовать в своей работе опыт лучших учебных заведений аналогичного профиля. В процессе ознакомления с особенностями постановки учебно-воспитательного процесса в них стремился к установлению культурных, научно-педагогических связей вятских просвещенцев с видными деятелями в этой области, работавшими в других регионах, к ознакомлению местных педагогов с процессами развития педагогического образования и научно-педагогической мысли в России. 

Благодаря своей настойчивости Александру Модестовичу удалось в кратчайшие сроки организовать прием в институт и наладить полноценный учебный процесс, оборудовать необходимые кабинеты. При институте была открыта «образцовая» школа, в которой проходили педагогическую практику воспитанники института. 

Однако не во всем А. М. фон-Вилькену сопутствовал успех. Время его директорства в Вятке пришлось на период коренных социально-политических изменений в России. Его самоотверженная борьба с невежеством и шовинизмом продолжалась в течение всех трех лет его работы в Вятке. Тогдашних «ура-патриотов», а среди них были и некоторые воспитанники института, возмущало его «вражеское» происхождение и немецкая фамилия. 

К сожалению, к имени фон-Вилькена на десятилетия прилипло определение, вскользь брошенное каким-то безымянным мелким чиновником, представителем Временного правительства в Вятке: «приверженец старого режима». Однако теперь, освободившись от груза идеологических предрассудков, мы можем непредвзято судить об этом незаурядном, замечательном человеке. Факты и практическая деятельность фон-Вилькена в Вятке дают основание для совсем другой оценки, позволяют считать его по- настоящему крупным подвижником просвещения. Это видно хотя бы на примере его деятельности по распространению книжной культуры. А.М. фон-Вилькен действительно внес значительный вклад в дело распространения книги в Вятке. Это особо отмечал в своих работах видный вятский краевед Е.Д. Петряев. 

Страстный библиофил, обладатель уникальной личной библиотеки фон-Вилькен справедливо полагал, что полноценный учебно-воспитательный процесс в институте, вообще в любом учебном заведении возможен лишь при наличии в нем хорошей библиотеки. Поэтому он прилагал значительные усилия по приобретению необходимой литературы в книжных складах и издательствах целого ряда городов России. Личная библиотека А.М. фон-Вилькена повсюду, где он жил, становилась известной, являлась фактом местного культурного значения, достойным специального краеведческого описания. 

Помимо литературы по специальности Александра Модестовича (педагогика, естествознание), в его библиотеке были разделы истории, философии, искусства, библиотековедения, языкознания, археологии. Особенно широко была представлена художественная литература. Не один вместительный шкаф занимали прижизненные, в том числе первые, издания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова, Толстого. Была в библиотеке фон-Вилькена и «Российская грамматика Михайлы Ломоносова» (СПб, 1755) – первая грамматика русского языка. Александр Модестович стремился сделать свою обширную библиотеку доступной многим. Это ли не свидетельство его широкой и доброй натуры?

Его библиотека была хорошо известна в его родном городе Казани. Поборник просвещения сделал свое замечательное собрание книг доступным для всех желающих с ним ознакомиться. В своем доме он устроил читальню, которую посетители называли «башней» за ее своеобразную форму. Здесь любили заниматься студенты и школьники, преподаватели вузов и школ, друзья и знакомые, любители чтения. Ко времени его смерти в библиотеке насчитывалось 13 тысяч томов (без учета отдела периодики и рукописного отдела). Согласно завещанию библиотека не должна была передаваться за пределы Казани. 

Жена Александра Модестовича Вера Петровна (урожденная Федорова) до замужества работала учительницей русского языка в Казани и Козьмодемьянске, в 1924-1925 гг. – научным сотрудником музея-усадьбы «Остафьево» и казанского «Новодевичьего монастыря». В 1930-1940-е гг. она преподавала русский язык и литературу в школах Казани. За свою педагогическую деятельность награждалась почетными грамотами, медалью «За трудовую доблесть» и была удостоена почетного звания «Заслуженный учитель Татарской АССР». Человек большой эрудиции, страстный любитель литературы, она была единомышленником мужа в деле создания библиотеки. После смерти мужа она продолжала пополнять ее новыми приобретениями. В декабре 1950 г. она передала часть библиотеки в фонд Государственного музея ТАССР. Другая значительная часть книг (около 10 тысяч экз.) в 1956–1957 гг. была передана ею в дар Казанскому филиалу Академии наук СССР и сохранена в его библиотеке отдельным фондом. 

Как же проходила жизнь известного педагога после его отъезда из Вятки? Александр Модестович возвратился в Казань, где был избран на должность преподавателя естествоведения, минералогии, геологии и физики в Казанском политехническом училище. С 1 января 1919 г. училище было преобразовано в Казанский политехнический институт, в котором вплоть до его ликвидации (1930), он состоял профессором на кафедре прикладного естествознания.

Одновременно в разные годы Александр Модестович читал курсы естествознания, физической географии, геологии, ботаники, химии на гидротехнических курсах народного комиссариата земледелия, в рабочем университете в казанском районе Заречье, в химико-технологическом институте и других учебных заведениях. В 1926 г. профессор фон-Вилькен был выдвинут месткомом политехнического института за выдающуюся 27–летнюю службу делу просвещения в Герои Труда и был утвержден в этом звании общегородским собранием союза работников просвещения. (Не путать со званием Героя Социалистического Труда, учрежденным руководством страны в 1939 г.). 

Важной особенностью трудовой деятельности фон-Вилькена было сочетание педагогической деятельности с работой в библиотеках тех учебных заведений, где он преподавал. Например, согласно расчетной книжке № 31 за 1929 год заработная плата за педагогическую работу составляла 60 руб. 27 коп., а за заведование библиотекой – 100 руб. в месяц. Еще будучи студентом университета, А.М. фон-Вилькен исполнял обязанности библиотекаря у профессора М.М. Усова. Он также заведовал Казанской публичной библиотекой, Вятской губернской общественной библиотекой имени А.И. Герцена (во время пребывания в Вятке в 1914-1917 гг.), академической библиотекой Казанского политехнического института. И даже в 1930 г., после закрытия института, когда фон-Вилькен потерял работу и вынужден был встать на биржу труда, его спасло любимое дело: в октябре того же года он был зачислен на должность главного библиотекаря объединенной фундаментальной библиотеки трех институтов – химико-технологического, коммунального строительства и энергетического. 10 ноября 1933 г. Александр Модестович уволился с должности заведующего библиотекой «по собственному желанию из-за болезненного состояния». Дни видного педагога были сочтены. Он совсем немного не дожил до своего шестидесятилетия; скончался 14 августа 1934 г. 90 лет тому назад. Еще одна «круглая» дата...

Желающие узнать больше о жизни и педагогической деятельности А.М. фон-Вилькена, могут обратиться к книгам автора этого сообщения, например, таким как «Педагоги и психологи Вятского края» (1993), «У истоков высшего образования на Вятке» (2019) и др. Всего на тему «А.М. фон-Вилькен и первые годы работы Вятского учительского института» мной опубликовано несколько десятков материалов, в том числе только в этом году в журналах «Педагогика» (№8) и «Перспективы науки и образования» (№4), в издании «Памятная книжка и календарь Кировской области на 2024 г.» и др. Публикуемые здесь фотографии были разысканы мной в архивах г. Казани в 1991 г. и 2004 г., и в настоящее время стали общественным достоянием.

#ВятГУ #ИсторияВятГУ #110ЛетВысшемуПедагогическомуОбразованиюКировскойОбласти #УчительскийИнститут #ПедагогическоеОбразованиеВятГУ