В ВятГУ вырос спрос на англоязычные образовательные программы для иностранных студентов

В ВятГУ вырос спрос на англоязычные образовательные программы для иностранных студентов

23.09.2024

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Проректор по международной деятельности вуза Сергей Фомин рассказал о ближайших планах по внедрению новых программ на английском языке

Наличие в университете образовательных программ на иностранном языке - важный показатель развития вуза. Тенденции в образовании постоянно меняются, не обходя стороной и эту сферу.

В 2023 году ВятГУ получил конкретный запрос от наших китайских партнеров на магистратуру на английском языке в области либо химической технологии, либо промышленной экологии. Собрали преподавателей с разных факультетов для реализации этого проекта, получилась великолепная команда из сотрудников Института химии и экологии, Факультета строительства и архитектуры и Факультета технологий, инжиниринга и дизайна, к которой также подключились представители Факультета компьютерных и физико-математических наук и Факультета международного образования. Коллеги разработали уникальную новую программу магистратуры ВятГУ «Химия. Новые функциональные материалы» на английском языке,

- рассказал проректор по международной деятельности Сергей Фомин.

В концепции заложена идея, что студенты в рамках новой образовательной программы будут изучать свойства, методы испытаний, технологии переработки и утилизации основных видов современных материалов, таких как: металлы и сплавы, керамика, бетоны, резины, пластики, композиты. Впоследствии иностранные студенты будут специализироваться в заинтересовавшей их области уже в ходе прохождения практики и при выполнении магистерской диссертации.

 Первый набор из пяти студентов был осуществлен при поддержке Ляонинского института науки и технологии в 2023 году. Первый семестр студенты изучали теоретическую часть программы онлайн, а в феврале этого года прибыли в Киров для очного обучения. Это был не простой опыт, не все из этих студентов сумели выдержать непростой график и сложный материал магистерской программы. На втором курсе сейчас учатся трое из них. 

В 2024 году на программу магистратуры в ВятГУ поступили уже семь студентов из Китая. Все они уже в Кирове и начали свое обучение с начала сентября, в обычном для вуза режиме. 

Преподаватели вуза, которые работают со студентами из Китая, рассказали, как им удалось найти подход к ребятам, которые попали в абсолютно новую для себя среду.

Я работаю с группой из трех человек. Для обучения китайских студентов по дисциплине "Технологии утилизации материальных ресурсов" применяется два образовательных подхода. Лекционная часть занятий проходила первые полгода в дистанционном формате, практические и лабораторные работы, которые начались позднее - в живую. Из-за большой разницы часовых поясов, для китайских студентов занятия проходили в очень позднее время. Мы обычно заканчивали в 10-11 часу вечера по их времени. В начале лекции всегда начинаем разговор на отвлеченные темы, делимся, что нового и как дела и уже затем переходим к изучению материала.

- поделилась опытом доцент кафедры промышленной и прикладной экологии, которая второй год работает со студентами из Китая, Екатерина Земцова.

Преподаватель отмечает, что первое время на онлайн-лекциях ребята чаще общались с ней в чате, не задавали вопросы, но со временем перестали стесняться:

 Сначала у студентов была небольшая робость, со временем начали неплохо ладить. Часто общались после занятий, спрашивали у студентов про их предыдущую учебу, работу, жизнь. Они очень хорошо шли на коммуникацию, ответственно подходили к учебному процессу. Все задания выполняли срок. Если говорить о методической работе, то очень много времени ушло на подготовку необходимых материалов, так как много понятий для них были незнакомы. Но результат вышел хорошим, что стало понятно при итоговой аттестации.

 Завкафедрой строительных конструкций и машин Юрий Юркин рассказал, как ему удалось найти подход к иностранцам:

 Я преподаю у ребят дисциплину “Неорганические материалы”. Когда студенты уже приехали в Россию и у нас начались лабораторные работы, я заранее подготовился. Перевел методички сначала на английский, а потом на китайский, чтобы им было проще запоминать термины. Виделись мы очень часто - три раза в неделю. Вести занятия помогали аспиранты. Благодаря им легко получилось “снести стену”, так как аспиранты - ровесники студентов. Это и был мой план - пригласить помощников, чтобы студенты из Китая чувствовали себя комфортнее. Студенты и аспиранты стали общаться после занятий на отвлеченные темы, наших ребят даже звали в Пекин. Рад, что удалось облегчить адаптацию ребят из Китая и выстроить доступный процесс обучения.

 

За два года работы со студентами из Китая преподавательский состав ВятГУ выработал индивидуальный подход к каждому. Планируется открывать дополнительные направления обучения, ведь за это время команде вуза удалось выстроить свою модель преподавания англоязычных программ и есть готовность покорять новые горизонты.

 Проректор по международной деятельности Сергей Фомин, учитывая то, что в Китае высоко ценятся естественно-научные, педагогические и инженерные направления, рассказал, что уже в следующем учебном году планируется внедрить еще две программы магистратуры на английском языке: в сфере строительства и электроэнергетики. 

 В декабре коллектив ВятГУ планирует провести для студентов китайских партнерских вузов онлайн-школу в области инжиниринга индустриальных процессов. В рамках школы ребятам будут прочитаны лекции в области материаловедения, технологий строительства, электроснабжения, теплоэнергетики, химической технологии. Но не одной теорией будет наполнена школа. Китайским студентам предстоит выполнить командные проекты под руководством преподавателей вуза.

Уверены, что онлайн-школа ВятГУ в области инжиниринга индустриальных процессов позволит ребятам познакомиться с университетом, системой обучения, подходами преподавателей и стать более подготовленными к продолжению обучения в нашем Вятском государственном университете.