Листаем страницы истории высшего педагогического образования Кировской области

Листаем страницы истории высшего педагогического образования Кировской области

16.07.2024

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Материал предоставлен профессором ВятГУ Владимиром Борисовичем Помеловым

1 июля 2024 года исполнилось 110 лет со времени открытия первого вуза на Вятской земле. Именно в этот день министр народного просвещения России Лев Аристидович Кассо (1865-1914) подписал распоряжение об открытии учительского института в г. Вятке. Это было едва ли не последнее распоряжение уходившего с должности министра, скончавшегося в тот же год.

Директором Вятского учительского института был назначен статский советник, барон Александр Модестович фон-Вилькен (1874-1934), до этого работавший в должности директора Бугурусланской учительской семинарии. Уже в течение первого учебного года были оборудованы кабинеты естественной истории, физики, математики. Была укомплектована  библиотека. Студенты обеспечивались канцелярскими принадлежностями, а также стипендиями от командировавших их уездных земств. В институте была организована фактически бесплатная столовая, обед стоил 5 копеек.

А.М. фон-Вилькен трудился в должности директора Вятского учительского института в течение почти трех лет, до марта 1917 г. Он был вынужден оставить должность по требованию революционно настроенной общественности, которая была недовольна его «вражеским» происхождением. 

В качестве учебного корпуса института использовалось двухэтажное здание на углу ул. Копанской и Владимирской (ныне ул. Герцена и Карла Маркса). Оно служило институту в 1914-1924 гг. На втором этаже проходили лекции и семинары для воспитанников института, а на первом этаже была устроена школа, в которой они занимались с детьми. Таким образом, не покидая институтских стен, воспитанники (именно так они назывались официально) имели возможность проходить ежедневную педагогическую практику. 

В советские годы этот учебный корпус был соединен с соседним помещением из красного кирпича, в котором размещалась Вятская земская губернская мастерская учебно-наглядных пособий, и в этом «объединенном» здании длительное время работал завод «Физприбор» №2 им. А.В. Луначарского. В недавнем прошлом это был торгово-развлекательный центр «Фабрика», а теперь – комплекс предприятий питания.  

Первое здание Вятского учительского института (на фото слева, а справа – здание мастерской)

В марте 1917 г. был произведен первый и, как оказалось, последний выпуск Вятского учительского института. Его окончили пятнадцать выпускников. Все они посвятили себя делу образования. Одним из выпускников был Владимир Александрович Петров, кандидат педагогических наук. Он длительное время работал в должности зав. кафедрой педагогики в Кировском пединституте (КГПИ), заведовал Кировским институтом усовершенствования учителей. Другой выпускник, Анатолий Иванович Кондаков, кандидат педагогических наук, стал одним из учредителей Академии педагогических наук РСФСР, автором книг об И.Н. Ульянове; он также работал в КГПИ. Макар Афанасьевич Чащин, кандидат биологических наук, работал в КГПИ и Кировском сельскохозяйственном институте.

Первый и одновременно последний выпуск Вятского учительского института. Март 1917 г. В первом ряду: слева направо: Пантелеймон Михайлович Смирницкий, Владимир Александрович Петров, Петр Николаевич Замятин, шестой слева – Иван Григорьевич Пауткин; во втором ряду – второй слева Анатолий Иванович  Кондаков

Первым официально избранным ректором Вятского института народного образования стал уроженец вятского села Верхопижемское, выпускник Петроградского университета Николай Андреевич Дернов (1891-1937). Он занимал эту должность в 1921-1926 гг. Впоследствии он работал в должности ректора и проректора в Воронеже и Ростове-на-Дону. Необоснованно репрессирован, впоследствии реабилитирован. 

Именно Н.А. Дернов добился при посредничестве Н.К. Крупской того, что институту было присвоено имя Ленина с личного согласия вождя. Как подчеркивается во многих источниках советского времени, это был единственный случай, когда Владимир Ильич дал такое согласие. При этом он не мог не учитывать того факта, что в конце 1917 г. во всей России только четыре института продолжали работать, несмотря на невыплату зарплат и  полное отсутствие финансирования. В числе этих четырех институтов был и Вятский учительский институт.  

Ближайшими коллегами Н.А. Дернова были выпускник института,  секретарь партийной ячейки Степан Акимович Алыпов (1903-1950) и проректор Николай Александрович Желваков (1892-1972), товарищ Дернова по учебе в университете. Желваков также занимал должность руководителя губернского архива. В дальнейшем профессор Желваков работал в московских вузах. Алыпов продолжил карьеру в Москве, стал ближайшим сотрудником Н.К. Крупской. Был необоснованно репрессирован, много лет провел в лагере, где и погиб. Впоследствии реабилитирован.

Слева направо: С.А. Алыпов, Н.А. Дернов и Н.А. Желваков

Руководство института стремилось расширить учебные площади. В мае 1924 г. после настойчивых просьб Н.А. Дернова в адрес руководства губернии ВГПИ им. В.И. Ленина было выделено здание бывшего женского епархиального училища, которое, начиная с 1917 г., занимала воинская часть. На память от военных вплоть до настоящего времени осталось наименование улицы – Красноармейская. Здание было двухэтажным; третий этаж был достроен в годы руководства институтом Михаилом Афанасьевичем Елсуковым (1932-1936). Вплоть до ввода в строй учебного корпуса в Чижах (1981) этот корпус оставался единственным. Работал он с огромной перегрузкой: шесть дней в неделю минимум в две смены, а то и в две с половиной. Вплоть до середины 1990-х гг. по согласованию со студентами, чаще всего с заочниками, и с преподавателями занятия «потихоньку»  ставились и по воскресеньям.

Учебный корпус на углу улиц Ленина и Красноармейской

Руководство Вятского института народного образования (Вятского/Кировского государственного педагогического института) стремилось привлечь к работе в Вятке известных ученых, опытных преподавателей. Расскажем о некоторых из них. 

Основатель кафедры педагогики Александр Константинович Волнин (1872-1942) приехал в Вятку в 1921 г. из Новониколаевска (ныне Новосибирск), где был директором учительского института. До этого в 1914-1917 гг. он работал директором учительского института в Полтаве. Среди его учеников был будущий великий педагог А.С. Макаренко, который учился в Полтаве как раз именно в эти три года. 

Среди крупных специалистов, работавших в институте, выделим также Ивана Яковлевича Депмана (1885-1970), выдающегося популяризатора математики, автора десятков книг, активно переиздающихся и в настоящее время.

Среди преподавателей гуманитарного цикла, несомненно, выделялся выдающийся филолог Николай Михайлович Каринский (1873-1935), исследователь «Слова о полку Игореве». В 1920-е гг. он был  профессором Вятского педагогического института.

Крупными учеными и любимыми преподавателями студентов были педологи и психологи Василий Алексеевич Трейтер (1875-1929) и Петр Петрович Распопов (1903-1967), доценты Вятского пединститута. В.А. Трейтер в 1917 г. некоторое время был губернским комиссаром Временного правительства, т.е. фактически руководителем губернии. По некоторым данным, он был потомком Й.В. фон-Гёте. Автор этих строк приложил немало усилий к разрешению этой исторической загадки, но так и не пришел к определенному выводу. П.П. Распопов – участник Великой Отечественной войны, один из видных психологов в масштабах всей страны. 

В 1920-1930-е гг. в ВГПИ (КГПИ) работал рабфак. Он был предназначен для тех детей рабочих и крестьян, которые не имели возможности получить полноценное общее образование, но хотели получить высшее педагогическое образование. Деканом рабфака был выпускник института Сергей Дмитриевич Юдинцев (1901-1960). В дальнейшем, в 1940-х – в начале 1950-х гг., он работал директором института генетики АН СССР. Именно он, как никакой другой ученый-генетик в СССР, подвергался травле и преследованиям за отстаивание  научных принципов во времена, когда генетика была объявлена лженаукой.

Павел Николаевич Шимбирёв (1883-1960) - директор КГПИ в 1936-1938 гг. (с 1930 г. по 1960 г. руководители вузов назывались не ректорами, а директорами). Это был первый доктор педагогических наук за всю историю института. В годы его директорства был построен корпус по ул. Свободы, 122, использовавшийся в качестве общежития (под учебный корпус он был перестроен в 1990-е гг.). В дальнейшем Шимбирёв был директором Барнаульского пединститута. Павел Николаевич был в свое время самым известным ученым в своей научной области, автором первых советских учебников по педагогике. Один из трех педагогов (наряду с А.С. Макаренко и Н.А. Константиновым), похороненных на Новодевичьем кладбище в Москве.

Каждый вуз славится своими выпускниками. Назовем лишь несколько великих имен. 

Каждому человеку в нашей стране, кто интересуется культурой, известно имя выдающегося искусствоведа Виктора Владимировича Ванслова (1923-2019). Само понятие «отечественная культурология» ассоциируется, прежде всего, с его именем. 

Выпускника естественно-биологического отделения Павла Амфилохиевича Дрягина (1893-1977) коллеги называли главным ихтиологом СССР, хотя, конечно, такой должности официально не существовало. На протяжении всей своей продолжавшейся более полувека деятельности он выполнял ответственные государственные задания, суть которых заключалась в сохранении и пополнении рыбных запасов водоемов страны. 

Выпускник исторического факультета КГПИ Максим Петрович Коробейников (1921-1999) был активным участником Великой Отечественной войны. Он ярко проявил себя в самых разных сферах. Генерал-майор, член Союза писателей СССР (РФ), писатель, доктор психологических наук, основоположник военной психологии. Автор данного материала много общался с Максимом Петровичем; он стал героем нескольких его книг. По совету автора режиссер кировского телевидения Леонид Добровольский незадолго до смерти М.П. Коробейникова снял о нем документальный фильм продолжительностью 2 часа в двух частях.

В послевоенные годы КГПИ расширялся, строился. В 1960-е гг. были построены бассейн, корпус индустриально-педагогического факультета. Но особенно радостным стал день 16 февраля 1981 г., когда был открыт учебный корпус на территории слободы Чижи. Уже через год там же было открыто девятиэтажное общежитие. В 1990-2000-е гг. было завершено строительство корпусов по улицам Ленина и Красноармейской, капитально отремонтирован корпус по ул. Молодой Гвардии, запущен в эксплуатацию пристрой индустриально-педагогического факультета.

Учебный корпус №15 в районе бывшей слободы Малые Чижи

Огромный вклад в развитие материальной базы вуза, совершенствование учебно-воспитательного процесса и подготовку учительских кадров внесли его ректоры:  Василий Афанасьевич Патрушев (1929-1988) (в 1979-1988 гг.); Аркадий Михайлович Слободчиков (1941-2019) (в 1988-1999), Владимир Степанович Данюшенков (в 1999-2010) и Валерий Теодорович Юнгблюд (в 2010-2016).

За годы своей работы Вятский учительский институт неоднократно изменял свое наименование: Вятский институт народного образования, Вятский/Кировский государственный педагогический институт имени В.И. Ленина, Вятский государственный педагогический университет, Вятский государственный гуманитарный университет. Однако всегда неизменной оставалась установка на качественную подготовку кадров высшей квалификации, прежде всего, педагогических. 

Всего вузом за период с 1914 по 2016 гг. подготовлено около 80 000 специалистов, работающих в различных областях народного хозяйства, в сферах культуры, образования и др.  

Объединение в 2016 г. двух крупнейших кировских вузов позволило консолидировать усилия научного сообщества региона на решении двух важнейших задач: сделать высшее образование еще более качественным и в то же время значительно более доступным для молодежи Кировской области. 

Ректором Вятского государственного университета является Валентин Николаевич Пугач. 

Ректор ВятГУ В.Н.. Пугач приветствует студентов Педагогического института 1 сентября 2023 года

О том, как сегодня осуществляют подготовку педагогов в стенах ВятГУ, читайте в нашем материале

Фото заголовка: 14 корпус современного ВятГУ. В течение многих лет здесь размещался педагогический институт