В ВятГУ состоялась масштабная конференция по педагогике

В ВятГУ состоялась масштабная конференция по педагогике

27.04.2024

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

26 апреля в Вятском государственном университете в рамках научно-практической конференции «Общество. Наука. Инновации» прошла XII Всероссийская научно-практическая конференция по современным проблемам педагогики и психологии

В событии приняли участие студенты, магистранты, аспиранты, молодые педагогики из образовательных организаций 17 регионов России, в том числе Кировской, Архангельской, Нижегородской, Липецкой, Иркутской, Смоленской, Курганской областей, республик Карелия, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия, Коми, Пермского края, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга.

Открыла Конференцию заведующая кафедрой педагогики Наталья Булдакова. Она пожелала всем участникам Конференции плодотворной работы, приобретение новых исследовательских компетенций. От соорганизаторов с приветственными словами выступили специалист по вопросам молодёжной политики и информационной работе Кировской областной организации Общероссийского Профсоюза образования Маргарита Байбородова и председатель Ассоциации молодых педагогов Кировской области, заведующий Центром воспитания и психологии Института развития образования Кировской области Наталья Филева.

 

Научный тон пленарному заседанию задала молодой педагог - доцент кафедры общей и практической психологии Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского Светлана Щелина научным докладом «Лагерные смены как форма реализации наставничества в системе «преподаватель-студент». Практико-ориентированная линия была обозначена докладом Юлии Демяшкиной, аспиранта кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсеева, о потенциале применения исследовательских кейсов в работе с обучающимися психолого-педагогических классов.

Обучающиеся Вятского государственного университета также представили результаты своих исследований на пленарном заседании. Магистрант кафедры педагогики Диана Чачаева презентовала опыт управления проектом по формированию креативного мышления обучающихся младших классов на базе АНОО «Президентский лицей «Сириус»; Наталья Ржанова, магистрант кафедры психологии представила результаты исследования по изучению особенностей эмоционального выгорания молодых педагогов; доклад аспиранта кафедры медико-биологических дисциплин Николая Постникова был посвящен вопросу оптимизации процесса физического воспитания и повышения уровня физического здоровья студентов. Особый интерес у участников Конференции вызвали доклады представленные молодыми педагогами - Ольги Арефьевой, учителя начальных классов, советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими объединениями МБОУ СОШ №25 г. Кирова на тему «Применение матрицы воспитательной работы в деятельности классного руководителя» и Дениса Домнина, учителя математики и информатики МБОУ СОШ с УИОП №66 г. Кирова, члена Ассоциации молодых педагогов Кировской области, о возможностях применения технологии игрофикации в работе классного руководителя.

Эстафету в развернувшейся активной научной дискуссии приняли 7 площадок-секций. Ведущими выступали обучающиеся ВятГУ. На секциях обсуждались актуальные проблемы педагогики и психологии: социально-педагогические и психологические аспекты в образовании; вопросы обучения и воспитания, в том числе организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; применение эффективных педагогических технологий, организация проектной деятельности, внедрение информатизации в современное образование, педагогика безопасности и физической культуры.

Например, на секции «Социально-педагогическая деятельность в системе образования» были представлены доклады аспирантов, бакалавров и молодых педагогов из Кирова, Москвы и г. Бор Нижегородской области. Начинающие исследователи представляли результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по актуальным вопросам дошкольного, начального, основного общего и дополнительного образования. Каждый выступающий определил для себя перспективу дальнейшей работы, а слушатели докладов построили планы применения представленных идей в своей профессиональной деятельности.

В работе секции, посвященной вопросам современных технологий обучения и воспитания, приняли участие в гибридном формате 36 человек.  Доклады студентов и молодых педагогов отражали проблематику применения технологий развития критического и креативного мышления, технологий событийности, рефлексивных технологий, кейс-чемпионата, применения интегративных заданий сельскохозяйственной тематики, компетентных задач, интернет-мемов, технологий организации олимпиады по педагогике («Ed-Story: Раскрутка»; «Team-Lead:Флагман»; «Ed-Word: Полигистер»; «Ed-Brainstorm: Моделируя будущее»; «Ed-Lab: Педагогический баттл»).

Участников секции по вопросам организации и содержания инклюзивного образования представляли обучающиеся всех уровней высшего образования – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры из Иркутска, Самары, Нижнего Новгорода, Печоры, Кирова. Молодыми исследователями рассмотрены и обсуждены результаты исследований о специфике нарушений словоизменения у дошкольников с задержкой психического развития; о динамике состояния произвольной регуляции старших дошкольников с речевыми нарушениями под влиянием логопедической коррекции; о процессе адаптации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного учреждения Кроме того представлен опыт изучения сформированности навыка звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и опыт организации коррекции нарушений речевой коммуникации у младших школьников с тяжелыми нарушениями интеллекта. 

В рамках работы секции «Актуальные психологические практики» обучающиеся вузов г. Челябинска, Республики Удмуртии, г. Ярославля, г. Нижнего Новгорода и молодые педагоги-психологи Кирова и Кировской области представили доклады на актуальные темы в области психологии. Глубоко и содержательно были раскрыты вопросы когнитивной и эмоциональной регуляции, мотивации, развития рефлексивных способностей. Участники секции делились теоретическими и практическими наработками по проведённым исследованиям. Самими участниками мероприятия отмечается высокий уровень представленных докладов, вовлечённость всех в процесс обсуждения проблематики.

Работа секции «Проектирование в образовании» подтверждает, что проектирование является доминирующим и фундаментальным способом адекватных изменений в образовании. Доклады были представлены и молодыми, и будущими педагогами.  Алёна Шубина, бакалавр кафедры общей психологии УдГУ, представила промежуточные результаты реализации проекта по разработке онлайн-платформы для развития предпринимательского потенциала молодежи.  Об инструментах управления программой по наставничеству студентов в общежитии рассказала Лариса Овчинникова, магистрант кафедры педагогики ВятГУ. Интерес участников секции вызвал доклад Анны Гвоздковой, бакалавра кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГУ, на тему «Процесс развития каллиграфического навыка письма у второклассников в проекте «Письмо себе в будущее» по представлению результатов реализации проекта. Молодой педагог – учитель начальных классов ВГГ города Кирова Юлия Предеина, пригласила Анну Михайловну провести занятие в условиях гимназии, отметив, что развитие каллиграфических навыков способствует развитию координации движений руки, стимулирует творческое мышление и внимательность к деталям.

На секции «Педагогика безопасности и физической культуры» доклады представлялись в формате выступлений офлайн и онлайн, стендовых докладов, озвученных презентаций. В работе секции приняли участие студенты Чайковской государственной академии физической культуры и спорта, Вятского государственного университета, Кировского государственного медицинского университета, а также молодые педагоги школ г. Кирова и Кировской области.

Во время работы секций участниками доклады вызывали живой интерес у присутствующих, было задано много вопросов, на которые от выступающих получены исчерпывающие ответы.

 

По завершении работы секций начались мастер-классы в специализированных кабинетах Педагогического института – сенсорной комнате, логопедической студии, Центре психодиагностики и учебно-спортивном комплексе ВятГУ. Будущие учителя, психологи, дефектологи, воспитатели получили возможность пройти профессиональные пробы – провести мастер-классы и принять в них участие. Так, например, мастер-класс класс: «Игровые приемы для стимуляции активной речи у неговорящих детей» был посвящен актуальной теме «запуска речи» у детей 1 и 2 уровня ОНР. Примеры игр, представленных на мастер-классе: прятки животных, предметные звукоподражания с демонстрацией действия, кормление игрушек. Данное направление в логопедии позволяет показать особенности, задачи и разнообразные средства в работе с детьми с нарушением речи.

Задачи, решаемые мастер-классом «Применение специального инвентаря в бассейне при работе с детьми с ОВЗ» были направлены на знакомство и применение в работе специалиста в области адаптивной физической культуры специального инвентаря – водного велосипеда, водного батута, нудлов, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья окрепнуть, расширить арсенал двигательных действий, стать самостоятельными и уверенными в себе.

При подведении итогов научного марафона–конференции модераторы секций и ведущие мастер-классов дали обратную связь о работе площадок.

Студентка направления подготовки «Менеджмент в образовании» Ирина Колышницына отмечает:

 Я в первый раз участвовала в Конференции в качестве ведущего и докладчика. Я ощутила ответственность за предоставленную возможность провести секцию интересно, полезно и увлекательно. После Конференции захотелось начать активную исследовательскую деятельность или написать много научных статей! Очень вдохновили молодые педагоги. И это так здорово, что есть педагоги, которые горят своим делом и могут поделиться своим опытом. Появились мысли о том, чтобы съездить в другие города на подобные мероприятия, послушать выступления и самой сделать доклад. Я очень рада, что смогла стать активным участником научного события!

Организаторы и участники Конференции отметили актуальность и насыщенность мероприятия, вовлеченность студентов в научные исследования.