В своем выступлении Валентин Пугач акцентировал внимание на серьёзных проблемах сферы образования, сложившихся в нашем регионе. Первое, что отметил Валентин Пугач, – процент школьников, сдававших ЕГЭ по математике, в 2015 и 2016 годах резко сократился (по отношению к 2010-2014 гг). Произошло это после разделения единого госэкзамена по математике на профильный и базовый. Как следствие, приток абитуриентов вузов на технические, естественнонаучные, IT-, педагогические направления – для поступления на которые необходим экзамен по математике – также уменьшился.
Вторая проблема, обозначенная Валентином Николаевичем – нехватка квалифицированных педагогических кадров в школах региона, особенно молодых специалистов. Наибольший дефицит сегодня – учителя математики, физики, химии, английского языка.
Третья проблема – это недостаточно тесное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса: школами, правительством области и специалистами высшей ступени образования. В частности, не существует единой информационной карты кадрового состава работников школ региона: с учетом возраста, стажа и предметных специализаций.
Так как на сегодняшний день Опорный университет является главной кузницей педагогических кадров региона, то он, по словам Валентина Пугача, должен стать одним из основных участников модернизации образовательного процесса. Первые предложения Валентин Николаевич озвучил на совещании.
Валентин Пугач (и.о. ректора ВятГУ):
Во-первых, совместно с Правительством Кировской области ВятГУ начинает проводить работу по экспертно-аналитической оценке кадрового потенциала образовательных организаций региона. Это делается для того, чтобы составить детальную карту педагогического состава работников школ (возраст, стаж, количество свободных вакансий по предметам). В результате такой оценки мы сможем прогнозировать и понимать, по каким предметам и в какой период времени в школах будет возникать нехватка кадров. С учетом этих данных у университета появится возможность точечно управлять выделением бюджетных мест на конкретный профиль, чтобы в перспективе обеспечить необходимое восполнение педагогов в конкретной школе конкретного района Кировской области.
Во-вторых, университет совместно с министерством образования Кировской области вошли в число пилотных регионов, в которых с 1 сентября 2016 г. будет реализовываться проект Минобрнауки России перехода от «целевого приема к целевому обучению». Проект предусматривает комплексный экзамен по окончании второго курса: студентам, успешно сдавшим экзамен, будет предложено заключение трехстороннего договора о дальнейшем целевом обучении со стипендией 10 тысяч рублей и гарантированное трудоустройство. Кроме того, студенты, выбравшие целевое обучение, по окончании университета получат персональные наборы методических пособий для дальнейшей работы. И самое важное: за каждым выпускником будет закреплен тьютор от ВятГУ, который в течение трех лет поможет ему освоить профессию учителя-предметника. Все вместе это позволит молодому специалисту быстрее адаптироваться к работе в школе, повысить свою квалификацию, а значит, и заработную плату.
В-третьих, в качестве дополнительного инструментария управления образовательной политикой региона на базе Вятского государственного университета создается Совет по педагогическому образованию с участием специалистов университета, профессионального сообщества учителей и представителей исполнительной власти региона. Это необходимо, чтобы иметь обратную связь с педагогами по вопросам модернизации педагогического образования в Кировской области.
Напомним, что решение о создании Совета по педагогическому образованию было озвучено 11 августа на встрече директоров крупных общеобразовательных школ города с руководством Вятского государственного университета.