Одной из коренных кафедр факультета, от самых его истоков, явилась кафедра металловедения и технологии металлов, которую возглавляла кандидат технических наук Н.С.Кузьмина. В силу необходимости кафедра включала в себя тогда большое количество разнородных дисциплин, по существу охватывавших все стороны машиностроительной науки: материаловедение, технологию металлов, сопротивление материалов, технологию машиностроения, металлорежущие станки, проектирование производства инструментов и приспособлений, автоматизацию производственных процессов, новые материалы, теорию резания, основы взаимозаменяемости.
Первоначально кафедра располагала четырьмя лабораториями. Обучение студентов вели всего двенадцать преподавателей и лаборантов. Большие подвижки здесь начались после того, как в феврале 1964 года заведующим кафедрой был избран кандидат технических наук Геннадий Архипович Кропотов, выходец из простой крестьянской семьи, не чаявший никаких ученых званий и степеней и вполне довольствовавшийся в начале 40-х годов скромной должностью колхозного счетовода.
Но всегда влекло парня к машинам и всяким железкам, и в 1945 году поступает он в Кировский авиационный техникум на специальность "Холодная обработка металлов". Получает диплом с отличием и чувствует, что технику он великолепно понимает и любит. Логичное продолжение - высшее образование, и вот она, столица, Московский авиационный технологический институт, который студент Кропотов оканчивает со средним баллом "5,0".
В Кирове он пришел на передовое предприятие, на один из тогдашних флагманов авиационной индустрии - завод им. Лепсе, и скоро стал начальником бюро технической информации. Тогда же по совместительству Геннадий Архипович начинает преподавать в том самом кировском техникуме, с которого все в его жизни и началось. Потом был 1960 год, поступление в очную аспирантуру при родном МАТИ и досрочная защита кандидатской диссертации. После этого Геннадий Архипович и пришел на преподавательскую работу в только что созданный заочный политехнический институт, и на только что созданную кафедру. А через полгода он уже принял кафедру от Нины Савельевны Кузьминой, поглощенной заботами проректора.
На Кропотова и на тот небольшой коллектив, что окружал его, легла огромная работа: надо было практически с нуля организовать учебный процесс, создать и оснастить лаборатории, привлечь новых преподавателей из числа специалистов предприятий. Этими проблемами Геннадий Архипович и занялся с присущей ему энергией.
Он начал, в частности, стаскивать в подвальное помещение институтского корпуса добытые правдами и неправдами на кировских заводах станки и всяческое оснащение для организуемой там лаборатории. Заводы в те годы были богаты и чаще всего не жадничали, тем более, что руководство предприятий понимало, что подготовленные в вузе специалисты придут в их же цеха. Но гладко проходило не всегда, были и курьезы.
Несколько месяцев "охаживал" Кропотов начальника одного из цехов "двадцатки" П.В.Боброва, чтобы тот отдал кафедре редкий по тем временам, дефицитный агрегатный станок. Наконец, уговорил, и в один прекрасный день здоровенную железную махину выволокли на заводской двор. Но как на грех, как раз сюда выходили окна главного инженера завода А.Б.Рубинштейна, человека запасливого и отнюдь не склонного транжирить нажитое добро. Его в своих поисках Геннадий Архипович обходил десятой дорогой, предпочитая иметь дело с другим начальством. Ну и вот, увидел Рубинштейн из окна это безобразие. А почему Кропотов нашими станками распоряжается? А позвать сюда Боброва! А не пускать больше Кропотова на территорию!
В общем, пропуск в цеха у Геннадия Архиповича отобрали. Но затаскивать станок назад что-то помедлили, чем настырный Кропотов и воспользовался, быстренько наведя мосты с руководством завода и отвоевав-таки добычу.
В дальнейшем он, конечно, помирился с Рубинштейном, несмотря ни на что отдавшем должное кропотовской хватке и преданности институту.
Много всего было. Раз оборвались веревки, с помощью которых в будущую лабораторию спускали по откосу очередной привезенный откуда-то станок, и заведующий лабораторией Ю.И.Буланов еле успел отскочить...
Но вот ректор института "вырвал" у города для вуза корпус пожарной части, что с незапамятных времен квартировала на улице Коммуны. "Вырвал" для машиностроительного факультета, и все многотонное кроиотовское хозяйство предстояло перетащить туда. Всего-то, наверное, с полкилометра, но ведь весь станочный парк надо было из подвальной лаборатории поднять на поверхность. Чего это стоило, знает хорошо один Геннадий Архипович...
Коллектив кафедры металловедения и технологии материалов 1986 г.
Из книги «ВятГУ: страницы биографии», 1998г.