Из книги В.Шишкина
«ВятГУ: страницы биографии», 1998г.
В 1990 году в институте открыли факультет гуманитарной подготовки (ФГП). Создание этого не совсем обычного структурного подразделения вуза (несколько кафедр и ни одного студента) связано с запоздалой инициативой Министерства высшего образования решить одну из главных задач, стоявших перед нашей высшей школой.
Советская система высшего образования, выросшая на довольно низком общеобразовательном уровне населения страны, доставшемся от царской России, с самого начала была ориентирована на профессиональную подготовку специалистов. С этим она блестяще справлялась. Но был изъян в гуманитарном образовании. Советский студент чаще всего не умел четко и свободно излагать свои мысли, что, кстати, очень мешало выпускникам при защите дипломов. Изучая несколько лет в школе и несколько лет в вузе иностранный язык, он не мог на практике связать двух английских или немецких слов. Не разбирался в экономике. Был полным профаном в вопросах права. Находились инженеры, и даже кандидаты наук, доценты, не имевшие в доме книг, не бывавшие в музеях. Это были специалисты в своем деле, и чаще всего специалисты неплохие, но узкими профессиональными интересами их круг и ограничивался. И это была не вина людей, а их беда, и беда вузов, их выпустивших.
Чтобы решить проблему, необходимо было не только перестраивать общеобразовательную школу, программы гуманитарных вузов, но и гуманизировать все технические институты. И в министерстве это осознавали. Там даже кое-что делалось. Так, начиная с 70-х годов в министерских недрах начали появляться приказы об усилении гуманитарной подготовки студентов. Но ими дело и ограничивалось; как всегда, не хватало средств.
Однако и без министерской указки само время подталкивало руководителей вузов, в том числе и Кировского политехнического, к поиску конкретных решений. Создание факультета гуманитарной подготовки - одно из них. Перед новой структурой была поставлена задача: путем интенсификации работы гуманитарных кафедр повысить общеобразовательный и культурный уровень выпускаемых инженеров.
Факультет был образован; в его состав вошли кафедры философии, истории России, политологии, иностранных языков, физического воспитания. Читались также курсы истории и теории мировой и отечественной культуры, социальной психологии, правоведения. Шаг за шагом стали решаться задачи совершенствования преподавания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла, расширения гуманитарной направленности естественно-научных, общетехнических и специальных дисциплин. Совершенствовались курсы, вводились новые специальности.
Занятия на факультете вели около 80 преподавателей. 35 человек имели ученые степени и звания, из них пять - доктора наук и профессора. Особенно большой процент охвата (85%) остепененными преподавателями имели кафедры философии, истории, политологии. На кафедре физического воспитания работали несколько мастеров спорта, а позже пришел заслуженный мастер спорта, олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира по биатлону В.М.Меланьин.
Важное место в работе факультета отводилось овладению студентами иностранными языками, что давало не только навыки разговорной речи, но и понимание особенностей национальной культуры, норм международного делового и культурного общения.
Исполняющим обязанности декана факультета гуманитарной подготовки приказом ректора был назначен доцент М.С.Кротов. Положительным тут было то, что под гуманитаризацию учебного про¬цесса подводилась реальная база - увеличивалось количество часов.