Машиностроительный факультет: страницы истории

  • 30 апреля 2011, 10:28
  • Автор: admin
  • Просмотров 4656

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Машиностроительный факультет - один из старейших в нашем университете. Еще в структуре филиала ВЗЭИ в 1960 году был от­крыт прием по вечерней, а в 1962 году по дневной подготовке студен­тов по одной из ведущих механических специальностей: технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты. Острую необходимость в инженерах-механиках испытывали предприятия Кирова и области.

Для организации учебного процесса предстояло создать мате­риальную базу и укомплектовать кадры преподавателей. Выручили промышленные предприятия - заводы им. 1-го Мая, ОЦМ, где мы про­водили лабораторные работы по технологии металлов. Лаборатория ме­талловедения была оборудована силами работников института и завода ОЦМ.

С открытием в 1963 году заочного политехнического института в структуре нового вуза были определены факультеты, кафедры, шта­ты научно-технических работников. Прием по названной специаль­ности на все три формы обучения в первый год самостоятельно работающего института составил 244 человека, в том числе 50 на днев­ное отделение. Надо отметить: заочный институт со всеми тремя фор­мами обучения был тогда единственным в Минвузе СССР. Специальность входила в объединенный машиностроительный и ин­женерно-строительный факультет с кафедрами начертательной гео­метрии и графики, металловедения и технологии металлов, технической механики и деталей машин, иностранных языков.

Первым деканом факультета стал Анатолий Гаврилович Тинский, опытный строитель, скоро ставший доцентом. А.Г.Тинский, ве­теран института, внес огромный вклад в развитие факультета. Комплектование кадрами преподавателей кафедр шло главным об­разом за счет молодых перспективных инженеров предприятий с пос­ледующим направлением их в целевую аспирантуру. Но не могли обойтись и без приглашения квалифицированных научно-педагоги­ческих работников. Были зачислены в штат факультета Ю.К.Фавстов, Г.А.Кропотов, И.И.Мурашев, В.М.Кондратов - кандидаты наук, А.Е.Корчемкин, А.П.Паутов - производственники.

Создавались кафедры, лаборатории, учебно-методическая документация. С нуля начинали научные исследования. Снова помог­ли промышленные предприятия города Кирова и прежде всего объе­динения им. XXпартсъезда, им. Лепсе, заводы "Сельмаш", "Крин". Большая заслуга в становлении факультета принадлежит пер­вым заведующим кафедрами, доцентам Г.А.Кропотову, А.Е.Корчемкину, Ю.К.Фавстову, И.И.Мурашеву, В.М.Кондратову. Все они активно развивали связь науки с производством, науку, приобщали к исследовательской работе студентов, молодых преподавателей и со­трудников своих и смежных кафедр. Позднее включились в эту рабо­ту В.Е.Шматов, Л.А.Васильевых. Рост числа квалифицированных научно-педагогических работников путем ориентирования на местныекадры оказался эффективным. В короткий срок на факультете были подготовлены несколько кандидатов наук. Только на кафедре ме­талловедения защитили диссертации двенадцать человек. В их числе Л.С.Куракин,Л.И.Новиков, Л.П.Кочеткова, Л.Н.Коноплев, А.П.Гаевой, Ю.К.Ляпин, Д.Н.Василевич, А.И.Скворцов, А.Б.Корчемкин, М.В.Тукмачев.

Подготовил и защитил первую в институте докторскую диссер­тацию Ю.К.Фавстов. Многие выпускники кафедры технологии ма­шиностроения прошли целевую аспирантуру в Ленинградском политехническом и в других институтах по тематике кафедры, защи­тили кандидатские диссертации.

В 1974 году факультет отделился от инженерно-строительного. Деканы машиностроительного факультета В.И.Брабсц, А.Б.Корчем­кин, О.Г.Шкуратов, В.Д.Персвощиков, В.М.Пекшев, Г.М.Огородни­ков, В.В.Фоминых, в разные годы возглавлявшие работу факультета, внесли свою лепту в его развитие.

В 1979 году В.М.Кондратовым была защищена вторая докторс­кая на факультете, а через несколько лет и третья - Л.А.Васильевых. На факультете всегда плодотворно трудились приглашенные доктора наук, бывшие заведующие кафедрами профессора Г.В.Вер­стаков, В.Ф.Фонкин, В.С.Берсенев.

Факультет решал и решает огромные задачи подготовки специ­алистов для приоритетной области народного хозяйства - машино­строения и добился в этом плане неплохих результатов.

 

Из книги В.Шишкина "ВятГУ: страницы истории", 1998г.

Версия для печати