Машиностроительный факультет - один из старейших в нашем университете. Еще в структуре филиала ВЗЭИ в 1960 году был открыт прием по вечерней, а в 1962 году по дневной подготовке студентов по одной из ведущих механических специальностей: технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты. Острую необходимость в инженерах-механиках испытывали предприятия Кирова и области.
Для организации учебного процесса предстояло создать материальную базу и укомплектовать кадры преподавателей. Выручили промышленные предприятия - заводы им. 1-го Мая, ОЦМ, где мы проводили лабораторные работы по технологии металлов. Лаборатория металловедения была оборудована силами работников института и завода ОЦМ.
С открытием в 1963 году заочного политехнического института в структуре нового вуза были определены факультеты, кафедры, штаты научно-технических работников. Прием по названной специальности на все три формы обучения в первый год самостоятельно работающего института составил 244 человека, в том числе 50 на дневное отделение. Надо отметить: заочный институт со всеми тремя формами обучения был тогда единственным в Минвузе СССР. Специальность входила в объединенный машиностроительный и инженерно-строительный факультет с кафедрами начертательной геометрии и графики, металловедения и технологии металлов, технической механики и деталей машин, иностранных языков.
Первым деканом факультета стал Анатолий Гаврилович Тинский, опытный строитель, скоро ставший доцентом. А.Г.Тинский, ветеран института, внес огромный вклад в развитие факультета. Комплектование кадрами преподавателей кафедр шло главным образом за счет молодых перспективных инженеров предприятий с последующим направлением их в целевую аспирантуру. Но не могли обойтись и без приглашения квалифицированных научно-педагогических работников. Были зачислены в штат факультета Ю.К.Фавстов, Г.А.Кропотов, И.И.Мурашев, В.М.Кондратов - кандидаты наук, А.Е.Корчемкин, А.П.Паутов - производственники.
Создавались кафедры, лаборатории, учебно-методическая документация. С нуля начинали научные исследования. Снова помогли промышленные предприятия города Кирова и прежде всего объединения им. XXпартсъезда, им. Лепсе, заводы "Сельмаш", "Крин". Большая заслуга в становлении факультета принадлежит первым заведующим кафедрами, доцентам Г.А.Кропотову, А.Е.Корчемкину, Ю.К.Фавстову, И.И.Мурашеву, В.М.Кондратову. Все они активно развивали связь науки с производством, науку, приобщали к исследовательской работе студентов, молодых преподавателей и сотрудников своих и смежных кафедр. Позднее включились в эту работу В.Е.Шматов, Л.А.Васильевых. Рост числа квалифицированных научно-педагогических работников путем ориентирования на местныекадры оказался эффективным. В короткий срок на факультете были подготовлены несколько кандидатов наук. Только на кафедре металловедения защитили диссертации двенадцать человек. В их числе Л.С.Куракин,Л.И.Новиков, Л.П.Кочеткова, Л.Н.Коноплев, А.П.Гаевой, Ю.К.Ляпин, Д.Н.Василевич, А.И.Скворцов, А.Б.Корчемкин, М.В.Тукмачев.
Подготовил и защитил первую в институте докторскую диссертацию Ю.К.Фавстов. Многие выпускники кафедры технологии машиностроения прошли целевую аспирантуру в Ленинградском политехническом и в других институтах по тематике кафедры, защитили кандидатские диссертации.
В 1974 году факультет отделился от инженерно-строительного. Деканы машиностроительного факультета В.И.Брабсц, А.Б.Корчемкин, О.Г.Шкуратов, В.Д.Персвощиков, В.М.Пекшев, Г.М.Огородников, В.В.Фоминых, в разные годы возглавлявшие работу факультета, внесли свою лепту в его развитие.
В 1979 году В.М.Кондратовым была защищена вторая докторская на факультете, а через несколько лет и третья - Л.А.Васильевых. На факультете всегда плодотворно трудились приглашенные доктора наук, бывшие заведующие кафедрами профессора Г.В.Верстаков, В.Ф.Фонкин, В.С.Берсенев.
Факультет решал и решает огромные задачи подготовки специалистов для приоритетной области народного хозяйства - машиностроения и добился в этом плане неплохих результатов.
Из книги В.Шишкина "ВятГУ: страницы истории", 1998г.