Процесс подготовки педагогических кадров является многоаспектной задачей, которая в условиях реализации нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования решается не только вузом, но и органами управления образованием различных уровней, а также ключевыми хозяйствующими субъектами территорий.
Для решения данной задачи в сентябре – октябре 2016 г. Вятским государственным университетом совместно с Министерством образования Кировской области было проведено исследование, направленное на оценку кадрового потенциала общеобразовательных организаций Кировской области. Данная оценка была также осуществлена на основании решения экспертного совета Федерального учебно-методического объединения высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки «44.00.00 Образование и педагогические науки» по реализации проекта «Целевое обучение и контрактное трудоустройство», поскольку Кировская область выступает в проекте в качестве пилотной площадки (ВятГУ, Министерство образования Кировской области).
В конце прошлого года в ВятГУ состоялся Совет по педагогическому образованию, на котором были презентованы результаты исследования. Подробнее >>
Членами Совета по педагогическому образованию было принято решение по разработке совместных мер реагирования на низкую динамику обновления педагогических коллективов молодыми специалистами и устаревание большинства педагогических сообществ учителей-предметников Кировской области.
Первым шагом в 2017 году стало подписание 13 января соглашения о создании образовательного консорциума восточных территорий Кировской области. Консолидация усилий и ресурсов органов власти всех уровней, предприятий и образования направлена на формирование кадрового потенциала муниципальных территорий. Подробнее >>
Вторым реализованным шагом резолюции совета стала система выездов представителей ВятГУ, организаторов исследования, в образовательные округа по вопросам кадрового обеспечения образовательных организаций Кировской области совместно с региональным Министерством образования: Юго-Западный образовательный округ - 25.01.2017, Юго-Восточный образовательный округ - 27.01.2017, Северо-Западный образовательный округ - 31.01.2017, Центральный образовательный округ - 01.02.2017, Западный образовательный округ - 07.02.2017.
Директор Педагогического института Опорного университета доктор педагогических наук, профессор Галина Симонова пояснила:
- ВятГУ для каждого района образовательного округа представил анализ кадрового потенциала школ как инструмента для определения стартовых точек концентрации усилий по разработке мер реагирования на проблемы районных педагогических сообществ учителей-предметников. Стоит заметить, что прямой диалог с главами и заместителями глав районов по социальным вопросам позволил найти дополнительные инструменты сотрудничества ВятГУ с регионом, такие как содействие в разработке концепций социально-экономического развития районов, участие в программе по целевому обучению и контрактному трудоустройству для студентов и выпускников педагогических направлений подготовки, участие в программе открытия педагогических классов и другие.
Одним из уже реализованных инструментов сотрудничества ВятГУ с регионом, рассказала Галина Ивановна, стало открытие новых региональных инновационных площадок. Так, 26 января Опорный университет как куратор региональных инновационных площадок Министерства образования Кировской области принял участие в работе координационного совета по вопросам формирования и функционирования региональной инновационной инфраструктуры с предложением по включению в перечень региональных инновационных площадок новых образовательных организаций Вятскополянского, Омутнинского, Афанасьевского и Верхнекамского районов: Вятский многопрофильный лицей, Омутнинский колледж педагогики, экономики и права, три детских сада г. Омутнинска, общеобразовательное школа с. Пашино, общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Кирс. Педагогические коллективы данных организаций под руководством ученых из ВятГУ разрабатывают мероприятия по развития кадрового потенциала своих населенных пунктов. Наиболее удачные механизмы и технологии по итогам апробации будут предложены для тиражирования в другие образованные организации.
Г.И. Симонова также отметила:
- Еще одним результатом научного руководства ученых Опорного университета образованными организациями стала победа в федеральном конкурсе инновационных площадок «Путь к успеху», организуемого по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации. Совсем скоро, в марте 2017 года, состоится Всероссийская научно-методическая конференция «Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы» Российского академии образования, где доцент кафедры общей и специальной психологии ВятГУ Надежда Лаптева представит передовой инновационный опыт КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», которая является инновационной площадкой ВятГУ.
Деятельность ученых ВятГУ по укреплению педагогических кадров в регионе многоаспектна и масштабна. Она носит комплексный и системный характер, поэтому достигнутые успехи - это шаги к дальнейшим исследованиям.