Одной из серьезных проблем современной школы остается снижение интереса учащихся к чтению. Традиционная книга все больше вытесняется различными гаджетами, а классический текст многообразными ресурсами, предлагаемыми интернетом. Учителя, методисты, ученые не устают выражать озабоченность этим фактом и вместе с тем интенсивно ищут пути возвращения внимания молодежи к художественному тексту, поэтическому слову, а в конечном итоге – к литературе.
Этой проблематике был посвящен состоявшийся в г. Кирове межрегиональный форум «Гуманитарные практики текстовой деятельности в условиях реализации ФГОС». Символично, что для его проведения был выбран День студентов: ведь любой учитель одновременно всю жизнь остается учеником, пребывающим в творческом и педагогическом поиске, осваивающим передовой опыт.
Организаторами форума выступили Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (АССУЛ) и ее Кировское отделение, Ассоциация инновационных образовательных учреждений Кировской области, Центр повышения квалификации ресурсного обеспечения муниципальной системы образования г. Кирова, Вятский государственный университет, Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка.
Форум собрал около 300 учителей-словесников, методистов, ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова и Кировской области, Глазова, Саранска, Пензы, Нижнего Новгорода, Калуги, Перми.
Со словами приветствия к участникам форума обратились председатель Кировского регионального отделения АССУЛ Татьяна Константиновна Косолапова, директор Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка Валерия Владимировна Вологжанина, представитель Министерства образования Кировской области Ольга Васильевна Рогачева.
Особый интерес вызвало выступление председателя Координационного совета АССУЛ Людмилы Васильевны Дудовой, кандидата филологических наук, профессора, проректора по международным и межрегиональным связям МПГУ, члена Совета по русскому языку при Президенте РФ. Она отметила, что Ассоциация учителей литературы и русского языка в настоящее время насчитывает 6000 членов и успешно решает вопросы совершенствования концепции филологического образования в школе. Л.В. Дудова подчеркнула, что в реализацию этой деятельности огромный вклад вносят кировские методисты под руководством профессора ВятГУ Елены Галицких. «Безусловно, они одни из наших флагманов», - такой оценки были удостоены представители Вятской методической школы. В ходе пленарного заседания заведующей кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения Опорного университета профессору, доктору педагогических наук Елене Олеговне Галицких была вручена Благодарность АССУЛ.
«Вятка – столица методики», - эта мысль была высказана и Сергеем Владимировичем Федоровым, к.п.н., доцентом, заведующим кафедрой филологического образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, председателем Санкт-Петербургского Совета АССУЛ. С.В. Федоров выступил перед участниками форума с лекцией «Художественный текст как самоучитель по чтению», посвященной актуальным проблемам текстовой деятельности на уроке литературы.
Огромный интерес участников форума вызвали мастер-классы по представлению инновационных идей текстовой деятельности, значительная часть которых также была проведена кировскими учителями и учеными.
Сотрудничество методистов г. Кирова и Кировской области с коллегами из других регионов продолжается не один десяток лет – и с каждым годом становится все содержательнее и плодотворнее. Ведь дело у них общее: открыть учащимся глубину художественного текста как источника бесценного опыта и эстетического переживания.