Координационный центр по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет»

Елена Пономарёва: «Мы не сможем победить в когнитивной войне, если сами не сформируем смыслы»

  • 10 октября, 10:26
  • Автор: admin
  • Просмотров 1361

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Кино – это мощный воспитательный и социальный ресурс. Оно вдохновляет на размышления и дискуссии не только профессионалов, но и просто любителей этого «важнейшего из искусств»

То, что мир экрана – всегда часть какого-то иного мира, определяет основные свойства кинематографа как искусства. Правда и вымысел, художественное и социальное причудливо переплетаются в нём, образуя многослойную смысловую ткань, когда одно от другого отделить почти невозможно.

В этом 8 октября смогли убедиться слушатели просветительского проекта ВятГУ «Лекции в Политехническом», реализуемого в рамках программы развития «Приоритет-2030», на встрече с известным политологом, доктором политических наук, профессором МГИМО (У) Еленой Пономарёвой (Москва). Организатором её визита в город Киров выступила компания «Лайт» в рамках благотворительной программы «Лидеры мнений в Кировской области» (руководитель Михаил Зыкин).

 

Тема лекции профессора – «Кино как инструмент манипуляции общественным сознанием» – привлекла внимание многочисленной аудитории, основную часть  которой составила молодежь. Помимо представителей ВятГУ, впервые проект посетила большая группа студентов Вятского колледжа культуры, и это добрый знак того, что проект живой, востребованный, нужный.          

Кино – важнейший инструмент формирования общественного сознания и, соответственно, – манипуляции. Как и любая технология, оно может формировать добрые чувства, прививать любовь или коллективизм, а может и агрессивную среду,

таков был зачин разговора о богатом социально-ориентированном и воспитательном потенциале кино. Автор апеллировала к примерам исследователей Запада, которые намного раньше (это 1942-1943 гг.), чем в нашей стране, стали заниматься технологиями воздействия кино на массовое сознание, изучая когнитивные практики – то, как картинка, звук, текст и т.д. превращаются во внутренние убеждения человека, приводят его к конкретным действиям, в том числе, политического характера.

На социальном уровне кинематограф формирует определенную модель поведения. Вот вам пример. После выхода в свет фильма «Высота» отделы кадров предприятий Советского Союза наполнились заявлениями о приёме на монтажные работы, ориентируясь на квалификацию монтажника (главного героя играет Н. Рыбников). И таких примеров множество. Фильм А. Митты «Экипаж» оказал аналогичное влияние и привел в своё время в гражданскую авиацию огромное количество молодых людей.

То, как стереотипичность мышления может быть использована в политических и геополитических интересах, Елена Пономарёва проанализировала на примере индустрии кино Балканских стран, приведя ряд примеров из кинематографа 1990-х с антисербским содержанием («Вуковар», «Снайперы», «Добро пожаловать в Сараево»), где сербы были выведены  в качестве антигероев, «чужых».

Через какие механизмы достигается эффект «чужого»? Манипуляция идет через показ пороков – пьянство, насилие, алкоголизм и т.п. А косовары, которые на самом деле, занимались торговлей людьми и наркотиками, выставлялись в качестве добрых и пушистых – «своих», хороших. Фильмы 1990-х должны были создать в Европе впечатление массового неприятия сербов. Для чего это делалось? Нужно было подготовить общественное мнение перед ужасной бомбардировкой США в конце 1990-х.

Автор резюмировала:

Таким образом, кино может иметь конкретные геополитические задачи и цели,

- переключив разговор с Балканских стран на Россию.

 

В западном кинематографе почему-то демонизируется наша история, хотя проблем в любой истории достаточно. Удары наносятся по историческому наследию, поскольку в советский период мощь государство достигло такого влияния, что практически половина мира находилась под мощным воздействием идей социализма и коммунизма и тех достижений, которые не вызывали ни у кого сомнений.

Кино, как известно, – важнейший инструмент «мягкой силы», потому что оно может создавать иллюзию жизни, с одной стороны, а с другой – показывать уродство потенциального противника.

В ходе лекции Елена Пономарёва обратилась к американскому кинематографу (фильмам «Черная вдова», «Ганнибал Лектор») и прокомментировала заказ на изображение русских в качестве самых отпетых политических и социальных уродов как пример действия манипуляционного механизма кино.

 

Сравнительному анализу в заданном нарративе подверглись фильмы «Стиляги» В. Тодоровского, «Левиафан» А. Звягинцева, сериал «Слово пацана» Ж. Крыжовникова, по результатам осмысления которых был сделан вывод:

Мы не сможем победить в когнитивной войне, если сами не сформируем смыслы. А для этого нужна идейная основа, идеология, жесткое следование защите национальных интересов.

- заключительные слова лектора перед интерактивной частью встречи прозвучали как напутствие молодым, вызвав благодарные аплодисменты за авторскую позицию и содержательный рассказ о влиянии кино в современном мире.

Из истории нужно брать огонь, а не пепел», - сказал французский философ и историк Жан Жорес. Если мы будем ковыряться в пепле, мы не построим будущее. Хорошая или плохая – это моя страна, и я буду защищать её всеми возможными способами. Приобщайтесь к знаниям, смотрите на мир широко открытыми глазами, и тогда никакая манипуляция вам будет не страшна.

#ЛекцииВПолитехническом  #ВятГУ #Приоритет2030 #ГармоничнаяЛичность  #КлубЯГоржусь! #КоординационныйЦентр