В современной социально-экономической ситуации актуальным становится установление партнерских взаимоотношений заинтересованных сторон в подготовке кадров, востребованных на рынке труда. Поэтому консорциум как одна из форм сотрудничества все чаще встречается в системе образования за рубежом и в России.
ВятГУ представляли и.о проректора по проектной деятельности Бажин Константин Сергеевич, директор Политехнического института Губин Иван Владимирович и и.о. декана факультета педагогики и психологии Утёмов Вячеслав Викторович.
ВятГУ выступил разработчиком основы работы консорциума - Концепции кадрового обеспечения социально-экономического развития Восточных территорий Кировской области на период до 2020 года.
Концепция описывает характеристику целей, на решение которых направлена работа Консорциума, приводится подробный анализ состояния и развития образовательной инфраструктуры, состояние педагогических кадров и обеспечение развития кадрового потенциала, актуальный и прогнозируемый возрастно-половой анализ населения, актуальный и прогнозируемый анализ трудового потенциала территорий, актуальный и прогнозируемый анализ интеллектуального потенциала территорий, а также задачи, направления, результаты, проекты и этапы реализации.
Так среди выделенных проблем в Концепции отмечается следующее.
На рисунке представлена доля численности детей от общей численности населения муниципальных образований по уровням основного образования, реализуемых образовательными организациями свидетельствует об имеющемся потенциале населения районов, требующем подготовленных и высококвалифицированных педагогических кадров для обучения и воспитания.
Рис 1. Процент численности детей от общей численности населения муниципальных образований |
В связи с ежегодным уменьшением численности населения районов, в том числе за счет миграции в соседние районы, области, республики для сохранения численности населения и привлекательности родного края в Афанасьевском, Верхнекамском, Омутнинском районах в основном ставится цель на развитие металлургии, лесоперерабатывающей промышленности, аграрного сектора. Кроме того в этих районах существует нехватка в педагогических кадрах общего образования - педагогах предметниках с высшим педагогическим образованием, и недостаток в учителях начальных классов как со средним профессиональным, так и с высшим образованием.
На рисунках представлено распределение вакансий по педагогическим кадрам.
Рис 2. Распределение вакансий педагогических кадров по муниципальным образованиям |
Рис 3. Распределение вакансий педагогических кадров по профилю |
Согласно проведенному анализу системы образования Афанасьевского, Верхнекамского, Омутнинского районов профессио-нальное образование на данных территориях либо не реализуется, либо реализуется в двух-трех образовательных организациях среднего профессионального образования, поэтому развитие кадрового потенциала на территориях районов по приоритетным направлениям рабочих специальностей, профессиям руководящих работников и работников сферы образования собственными силами в настоящее время не обеспечивается. Выявлена потребность молодежи в получении высшего образования, повышении своего интеллектуального и профессионального уровня, что невозможно из-за отсутствия образовательной организации высшего образования на территории данных районов. Востребованность в кадрах на период с 2017 по 2020 годы представлена на рисунке сходным составом должностей по направлениям экономической деятельности, а именно лесопромышленной, экономической, металлургической, инженерной, медицинской и др.
Рис 4. Востребованность в кадрах на период с 2017 по 2020 годы |
Анализ возрастно-полового состава населения изучаемых районной позволил сделать вывод о преобладании мужского населения от 12 до 19% в возрасте от 25 до 49 лет. Выявлена необходимость ориентации производства, следовательно, и профессионального образования населения Афанасьевского, Верхнекамского, Омутнинского районов в основном на педагогические, технические направления подготовки.
Рис 5. Анализ возрастно-полового состава населения |
В результате анализа интеллектуального потенциала Афанасьевского, Верхнекамского, Омутнинского районов на текущий момент установлено, что доля лиц с профессиональным образованием составляет до 50% от количества населения в возрасте от 20 до 34 лет, т.е. потенциально обучаемого контингента районов. Выявлена необходимость в проведении просветительской работе с руководителями и работниками образовательных организаций, руководителями предприятий по проведению профориентационной направленности с обучающимися и их родителями, работниками предприятий и населением районов по востребованным в краткосрочный и долгосрочный период направлениям и специальностям, востребованными в данных районах. А также на получение профессионального образования.
Рис 6. Доля лиц с профессиональным образованием муниципальных образований |
Прогнозируемый анализ трудового потенциала районов, проведенный на основании статистических данных, свидетельствует о снижении трудового потенциала Афанасьевского, Верхнекамского, Омутнинского районов до 45% в среднем. Выявлена необходимость модернизации, информатизации и развитии нового производства, повышение профессионального уровня и профессиональной компетентности работников организаций района, получение профессионального образования населением данных районов.
Рис 7. Прогнозируемое снижение трудового потенциала |
Таким образом, по результатам анализа состояния и развития образовательной инфраструктуры муниципальных образований Восточного образовательного округа следует обратить внимание на:
- недостаток в школе молодых педагогов и наличие в ней значительного количества педагогов старшего возраста;
- преобладание мужского населения в возрасте от 25 до 49 лет;
- отсутствие и\или недостаток образовательных организаций профессионального образования;
- низкий уровень профессионального образования населения;
- снижение трудового потенциала районов в течение ближайшего десятилетия.
Для решения обозначенных пробел ВятГУ выделяет следующие направления реализации Концепции:
- Формирование кадровой политики на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития территорий;
- Создание образовательной инфраструктуры на основе единой системы подходов для Восточных территорий Кировской области;
- Обновление содержания, технологий и организационных форм образовательных программ реализуемых на территории;
- Многоуровневая работа с населением (дошкольники, школьники, студенты, молодые специалисты, трудоспособное население) на выбор треков профессионально-личностного развития в пространстве территорий в соответствии с востребованными направлениями развития экономики.
- Создание условия для успешной социализации и эффективной самореализации населения территорий.Данные направления должны стать основной работы Консорциума.
Участниками соглашения стали министерство и учреждения образования области, представители органов местного самоуправления, бизнес-сообщества, объединенные задачами подготовки кадров современного уровня.
Депутат Законодательного собрания области, генеральный директор Омутнинского металлургического завода А.Д. Волосков отметил, что развитие любой территории зависит от ее экономического потенциала, от стабильной и эффективной работы предприятий.
Сегодня высокие требования к квалификации работников диктуют уровень технической оснащенности, автоматизация производственных процессов, характеристики основного оборудования. Промышленности необходимы квалифицированные кадры.
Создание консорциума – это инструмент реализации образовательной стратегии, уверен Александр Дмитриевич. Именно по инициативе руководства металлургического завода создан Омутнинский политехнический техникум. С 2011 года здесь ведется подготовка специалистов по техническим специальностям. Выстроено эффективное взаимодействие с опорным вузом ВятГУ: на базе Омутнинского техникума реализуются образовательные программы вуза, создана кафедра металлургии.
Главы Омутнинского, Афанасьевского и Верхнекамского районов в своих выступлениях отметили, что профессиональное образование – мощнейший ресурс развития муниципальных территорий. Они убеждены, что следует повышать ценность малой родины, чтобы выпускники вузов возвращались в районы, а не оставались в мегаполисах. Сегодня менее десяти процентов молодых людей, получивших диплом о высшем образовании, приезжают обратно.
Следует не только формировать, но и привлечь, удержать молодых специалистов. А для этого обязательно нужно развивать социальную инфраструктуру поселений. К примеру, по мнению главы Верхнекамского района А.В. Олина, важно возобновить программу предоставления служебного жилья.
Предприятия северо-востока области нуждаются в кадрах для металлургии, энергетики, лесопереработки. Остро необходимы врачи и средний медперсонал. Нужны специалисты в сельском хозяйстве, в биохимии. Серьезная кадровая проблема существует в образовании. Средний возраст учителей школы – за 50 лет. Об этом говорили руководители многих предприятий, присутствующие на встрече.
Система образования неразрывно связана с рынком труда, и работодатели должны быть полноправными участниками процесса профессионального образования, подчеркнула в своем выступлении заместитель министра образования области О.М. Шеренцова. Взаимодействие предприятий и учебных заведений должно осуществляться не локально, а системно.
Соглашение о создании консорциума подписали и.о. министра образования области О.Н. Рысева, и.о.ректора ВятГУ В.Н. Пугач, главы Омутнинского, Афанасьевского, Верхнекамского районов, руководители предприятий, начальники РУО, директора образовательных учреждений. Председателем избрана заместитель министра образования области О.М. Шеренцова.
В состав образовательного консорциума вошли предприятия:
- АО «Омутнинский металлургический завод»
- МУП ЖКХ Омутнинского района
- Омутнинская ЦРБ
- ООО «Восток»
- ООО «Квадрат-С»
Кроме ВятГУ, соглашение о консорциуме подписали директора следующих учреждений образования:
- Омутнинский колледж педагогики, экономики и права
- Омутнинский политехнический техникум
- Вятский торгово-промышленный техникум (г. Кирс).
Состав консорциума является открытым, по мере необходимости в него могут войти новые члены.