Интернет-газета

Валентин Пугач представил опыт ВятГУ по обучению студентов в рамках «Ядерной программы»

  • 23 сентября 2020, 15:03
  • Автор: admin
  • Просмотров 1786

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

23 сентября ректор университета принял участие в научно-практическом семинаре «Модернизация модели образовательной деятельности в современном российском университете»

Мероприятие с участием заместителя Министра высшего образования РФ и представителей крупнейших российских вузов состоялось на базе Севастопольского государственного университета. В ходе своего выступления Валентин Николаевич презентовал опыт Вятского государственного университета по обучению студентов в рамках «Ядерной программы».

Основная идея концепта заключается в том, чтобы ходе обучения у студентов появились широкие возможности самостоятельного выбора образовательной траектории и будущей специализации, или нескольких специализаций. Но, при этом, крайне важным является наличие мощной фундаментальной подготовки – «ядра» программы (отсюда и такой специфический термин).

«Ядерная программа» уже третий год реализуется в рамках Института химии и экологии (ИнХимЭк) ВятГУ. По ней учатся все студенты-бакалавры, поступающие в ИнХимЭк начиная с 2018 года: химики-классики, химики-технологи, географы, будущие специалисты в сфере лесного дела и педагогического образования. При проектировании «ядерной программы» в ИнХимЭк заложены:

  • крепкое фундаментальное «ядро», базирующееся на учебных дисциплинах естественнонаучной и физико-математической направленности на младших курсах
  • свободный выбор профиля после второго курса в зависимости от предпочтений студента
  • большая доля выборных курсов-майноров (у студентов есть возможность выбирать, как отдельные курсы, так и формировать из них по совокупности дополнительный профиль)
  • проектная деятельность в каждом семестре с обязательным продуктовым результатом
  • широкое привлечение внешних экспертов и спикеров к образовательному процессу
  • активное вовлечение студентов-старшекурсников в процесс обучения в качестве кураторов.

Опыт двухлетней реализации позволяет с оптимизмом говорить об образовательных результатах «ядерной программы» в Вятском государственном университете. Преподаватели и внешние эксперты отмечают высокую мотивированность студентов, их активность в различных направлениях.

Студентами реализовано большое количество инициативных проектов различной направленности: от создания группы в соцсети по подготовке к ЕГЭ до написания интернет-сайтов и разработки биоразлагаемых полимерных композитов. Обратная связь, получаемая от студентов путем опросов, показывает их интерес к смежным областям знаний, стремление и способность практического их применения, готовность включиться в проекты в интересах института и университета.

«Ядерная программа» является реакцией высшего образования на изменившиеся социально-экономические условия в нашей стране. Уже много лет нет гарантированного трудоустройства, не говоря уже о таком явлении, как «распределение выпускников». При этом, знания можно получить не только в университете, но и за счет открытых онлайн-курсов (так называемых, MOOC), да и просто, используя Wikipedia, YouTube и другие свободные ресурсы. В глазах работодателя все большую значимость приобретает наличие у выпускника вуза разносторонних знаний, наличие soft-skills, умения работать в команде, обладание способностью к самоорганизации и самообучению. Очевидно, что теперь обучение студентов в университете с использованием тех же самых подходов, что и в XX веке уже не соответствует требованиям ни общества, ни экономики, ни самих обучающихся.