Одной из составляющих стратегического проекта «Технологии здоровья» программы «Приоритет-2030» ВятГУ является проект «Здоровье – профессиональное долголетие». Он направлен на формирование у обучающихся мотивации здоровьесбережения, поддержание физического здоровья как основы профессионального долголетия.
В литературе можно найти рекомендации по оптимизации физического развития студентов, методикам проведения занятий по физической культуре. При этом мы выявили отсутствие работ, посвященных изучению потребностей обучающихся, связанных с их будущими профессиональными рисками, -
сообщил инженер-исследователь кафедры медико-биологических дисциплин Николай Постников, второкурсник магистратуры факультета физической культуры и спорта.
Спикер подчеркнул, что любая специальность так или иначе предполагает определенный набор требований к физической форме. Например, для инженера-электрика, профессиональная деятельность которого включает работу на высоте, принципиально важным становится значительный уровень развития вестибулярного аппарата и координации. Это означает, что уже с первого курса нужно включать определенные упражнения в программу общей физической подготовки.
Николай рассказал:
В этом учебном году на первом курсе электротехнического факультета в рамках «ядерной» программы стартовал блок «Здоровьесбережение». Он направлен на то, чтобы учесть все профессиональные риски и снабдить студентов знаниями по поддержанию хорошей физической формы.
Однако, отметил собеседник, это лишь небольшая часть масштабной работы, которая проводится сейчас на кафедрах медико-биологических дисциплин и физического воспитания. Речь идет не только об оптимальной организации занятий по общей физической подготовке первокурсников, но также разработке адекватных рекомендаций, основанных на данных научных исследований, по выбору ими дальнейшей специализации на занятиях физической культурой.
Николай Постников уже собрал десятки тысяч данных по 19 критериям – участниками исследования стали студенты первого и второго курсов всех институтов Вятского государственного университета. Эта работа нацелена на то, чтобы в дальнейшем подсказать ребятам наилучшую траекторию их индивидуального физического развития, научить их делать правильный выбор – в пользу наиболее благоприятных для них занятий и активностей. Кому-то «показан» волейбол, кому-то больше подойдет баскетбол или занятия в тренажерном зале – важно уметь улавливать запрос своего организма, а после проработки «западающих» моментов переключаться на что-то иное, корректируя траекторию развития.
Такая работа должна быть безупречно выстроена логически, подкреплена вескими аргументами, прозрачна.
Необходим осознанный, персонализированный, визуализированный подход; только так студенты поймут, что для них лучше и для чего вообще нужна физкультура, -
уверен исследователь.
Он пояснил, что эти требования найдут отражение в «Личном профиле здоровья студента» - разделе «Личного кабинета». При этом рекомендации по физическому развитию будут даны не автономно, а в тесной связи с заключениями других специалистов, в частности психологической службы вуза.
При выборе занятий с элементами того или иного вида спорта мы должны учитывать и психологическое состояние студента – только в этом случае рекомендация будет максимально корректной, а результаты - высокими, -
пояснил Николай.
Итогом объемной работы, проводимой исследователем, должен явиться выверенный, действительно работающий алгоритм, который в дальнейшем будет поддерживаться искусственным интеллектом. Конечная же цель может считаться достигнутой по мере завершения разработки технологии профессионального долголетия – именно к нему, по замыслу исследователя, должна привести оптимизация проведения физической культуры в крупнейшем вузе Кировской области.
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #Приоритет2030 #ТехнологииЗдоровья #ТехнологияПрофессиональногоДолголетия #ЛичныйПрофильЗдоровьяСтудента #НаукаВятГУ