10 ноября в крупнейшем вузе Кировской области стартовала проектно-аналитическая сессия «Антропологические факторы образовательной деятельности». Сессия проводится в рамках работы сети "Университетская национальная инициатива качества образования" (УНИКО) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Организаторами двухдневного события выступили Университетский консорциум исследователей больших данных, Вятский государственный университет, Томский государственный университет.
Проектно-аналитическая сессия собрала представителей вузов Приволжского федерального округа. Среди участников проректоры, директора институтов, деканы, заведующие кафедрами, преподаватели, специалисты служб сопровождения образовательного процесса, руководители экспериментальных образовательных программ.
Обращаясь к собравшимся со словами приветствия, проректор по образованию ВятГУ Сергей Никулин отметил:
Тема мероприятия очень важна для нашего университета, она отражена в трех стратегических проектах программы «Приоритет-2030». Главное для нас - развитие студентов, и не только как винтиков большой производственной машины, но, прежде всего, как личностей, способных быть счастливыми.
Для того, чтобы работать с большими коллективами студентов, мы стали обращаться к цифровым технологиям. Мы ищем, как с помощью цифры, больших данных можно понять настроение, потребности и запросы студентов; разложить процессы, существующие в любом университете, на составляющие и заняться синхронизацией.
Заместитель проректора по образовательной деятельности, директор Института образования ТГУ, руководитель УНИКО Елена Суханова рассказала о предыстории стартовавшего события – деятельности в рамках Университетской национальной инициативы качества образования:
В марте 2020 года Валерий Николаевич Фальков предложил создать рабочую группу для проведения исследований процессов, происходящих в образовании, а также для опережающей работы, связанной со стратегией высшего образования. Томскому государственному университету было поручено выступить оператором проекта. Сначала к нам присоединились 13 университетов, теперь нас 40. В течение трех лет велись разработки, развивалась сетевая исследовательская деятельность. Было выяснено, что на качество образовательных результатов действительно влияет то, насколько студенты вовлечены в процесс, а также целый ряд других показателей, которые мы хотели бы здесь обсудить. Все эти показатели имеют отношение к антропологическому фактору.
Результаты проведенных исследований команда представляет участникам профессионального сообщества на разных площадках. Более того, наработанный опыт нуждается в передаче другим вузам – так возникла идея организации проектно-аналитических сессий в федеральных округах.
Перед аудиторией выступила Екатерина Митягина, проректор по развитию на основе анализа данных Вятского государственного университета. Она напомнила о сотрудничестве вуза с Томским государственным университетом в рамках Университетского консорциума исследователей больших данных. Екатерина Владимировна пояснила:
С 2019 года мы накопили огромное количество различных данных, исследований, аналитических справок по самым разным темам. Однако при этом всегда возникал вопрос: что делать с этими исследованиями дальше? Каким образом внедрить их в образовательный процесс: выстроить индивидуальную образовательную траекторию студента, разговаривать на языке soft-компетенций с представителями технических направлений подготовки?
Итоги исследовательской деятельности стали востребованы при реализации стратегического проекта «Гармоничная личность». Информацию о нем на установочной экспертной панели "Проблема качества высшего образования: антропологическая рамка" предоставил руководитель проекта Алексей Костин, директор Института гуманитарных и социальных наук ВятГУ. Он подчеркнул:
Наша цель – развитие гармоничной личности, обладающей активным началом, преображающей мир.
Базовые сообщения также сделали представители команды ТГУ: Е.А. Суханова («Антропологический взгляд на проблему качества высшего образования»), замдиректора Института образования С.А. Степанов («Self-компетенции как интегратор и катализатор образовательных результатов в компетентностной модели»), начальник отдела информационных ресурсов и технологий Института дистанционного образования А.В. Фещенко («Цифровые решения для сбора и интерпретации данных для обеспечения и поддержки индивидуальных траекторий»). Экспертные реплики внесли начальник отдела сопровождения инновационных образовательных проектов М.А. Отт и младший научный сотрудник лаборатории философии образования Л.В. Плюснин.
После перерыва работа продолжилась в проектных группах. Анализ практики ТГУ был предложен в рамках кейс-лабораторий. Там освещались такие вопросы, как среда саморазвития для студентов, модель формирования soft- и self-компетенций, новые типы ООП, цифровые решения для массовой индивидуализации, тьюторская служба в университете.
Программу второго дня проектно-аналитической сессии составят экспертные сообщения и консультации, работа в проектных командах, подготовка и представление итоговых презентаций.
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #Приоритет2030 #ГармоничнаяЛичность #УНИКО #АнтропологическиеФакторыОбразовательнойРезультативности