Наталья Александровна убеждена, что ребёнок, как зеркало - он отражает любовь, но не начинает любить первым. Когда детей одаряют любовью, они возвращают её, а если детям ничего не даётся, то им и нечего возвращать. Легко любить детей тогда, когда они послушны, выполняют все требования и «соответствуют ожиданиям». Но идеальных людей не существует, и совершенство – понятие абстрактное. А дети – всегда дети. Любить их – это принимать такими, какие они есть, помогать им стать лучше, зажигать свет в их сердцах. Дети в небольших населённых пунктах особенно искренние, открытые и отзывчивые, поэтому работать с ними не так сложно, главное – их заинтересовать.
Рассказывая о сложностях в работе, Н.А. Смышляева отмечает, что численность детей из социально неблагополучных семей, к сожалению, не уменьшается, а новые УМК рассчитаны на более одаренных детей. По её мнению, пособия «Spotlight», по которым занимаются дети, очень хорошие, но учебники автора М.З. Биболетовой были более приемлимыми для малокомплектной школы.
Обучение в сельской малокомплектной школе имеет свои особенности, считает Наталья Александровна. 18 лет назад в классах обучалось по 12-15 детей, а сегодня есть классы, где обучаются и по 4 ученика. Уровень знаний у всех разный, приходится разрабатывать индивидуальные планы обучения, по которым учитель может отслеживать успехи и неудачи своих учеников. Поэтому темой её научно-методических интересов является проблема индивидуализации обучения как фактора успешности учения в малокомплектной школе.
Ученики Н.А. Смышляевой ежегодно принимают участие в различных мероприятиях муниципального, регионального и международного уровней, например, в 2019 году участвовали в окружном фестивале «Планета иностранных языков» в пгт. Санчурске и завоевали награды.
Самыми яркими событиями в своей профессиональной деятельности она считает участие в конкурсе «Учитель года» (призер муниципального этапа), участие телемосте с Америкой (2007-2011 гг), знакомство и сотрудничество с американской писательницей Джинни Фербер, участие в региональном проекте ШКИВ - Школа креативно-инициативного волонтерства, победу в конкурсе Общественной палаты Кировской области знак «Общественное признание», участие в 2 окружных объединениях учителей иностранного языка в г. Советске с темой «Проектная деятельность на уроке английского языка» и г. Яранске с темой «Создание мультфильмов на уроке английского языка».
В 2013 г. Наталье Александровне присвоена высшая квалификационная категория, а в 2020 г. она была награждена Грамотой Министерства Просвещения РФ за выдающиеся успехи в учительской деятельности.
Работа наших учителей в сельских малокомплектных школах имеет огромное значение для развития и становления нашей молодежи. По её мнению, государство должно активизировать и расширять формы поддержки сельских малокомплектных школ как важную составную часть обучения и воспитания молодежи, а также подъема уровня жизни на селе в целом. Выпускникам педагогических институтов не надо бояться работать учителями в сельской школе, здесь есть свои плюсы и минусы, но больше, конечно, позитивного, здесь много творчества. Наталья Александровна считает себя счастливым человеком. И самое большое счастье для нее - это успехи ее учеников.