В основе работы базовой кафедры заложено функционирование профессиональных педагогических команд, занимающихся разработкой и внедрением в образовательный процесс новых педагогических технологий, направленных на совершенствование качества образования школьников и дошкольников. В такие команды наравне с педагогами лицея №21 города Кирова входят студенты ВятГУ, получающие профессиональные навыки в образовательном пространстве лицея на кафедре педагогических технологий и предметных методик.
Так, например, студенты профиля «Дошкольное образование» при прохождении учебной практики познакомились с технологией проведения уникального курса «Увлекательные игры с Совёнком», реализуемого уже несколько лет с детьми дошкольного возраста в Школе развития лицея № 21. Особенностью курса является его направленность на развитие творческих способностей детей через игровые формы проведения занятий.
Новой является и технологическая составляющая проведения занятий: они проходят по схеме так называемого креативного занятия, в структуру которого, помимо содержательной части, входят новые для российской образовательной практики этапы: встреча с чудом (мотивация), психологическая разгрузка, решение головоломок, интеллектуальная разминка, резюме (подведение итогов в необычной, содержащей творческую составляющую, форме). Работая в команде вместе с педагогами – учителями начальной школы - студенты принимают участие не только в проведении занятий с детьми, но и сами разрабатывают новые дидактические материалы в формате книжки-раскраски.
Эти материалы войдут в новое учебное пособие для проведения курса, разрабатываемое профессиональной педагогической командой педагогов Школы развития под руководством преподавателей Педагогического института ВятГУ.
Студенты-физики на практических занятиях по дисциплине «Внеклассная работа по физике» принимают участие в работе над взросло-детскими исследовательскими проектами в командах с учениками 9-х классов под руководством учителя физики, преподавателя базовой кафедры Татьяны Алексеевны Сысоевой.
В настоящее время разрабатываются, описываются и создаются новые технические модели: монорельсовой железной дороги, которая может связать отдаленные уголки нашего города; Солнечной системы, моделирующей движение планет; школьной метеостанции со множеством самодельных приборов и многих других. Все созданные модели найдут свое место в лицейском музее занимательной науки, который уже сегодня собрал большое количество различных экспонатов и моделей по физике и математике, созданных руками школьников.
Проектная технология в образовательной деятельности нашла отражение и в работе со студентами второго курса направления подготовки «Педагогическое образование» всех профилей. На занятиях по дисциплине «Проектная деятельность по педагогике» студенты познакомились с технологией создания образовательных проектов, которую разработала профессиональная педагогическая команда учителей лицея совместно с ведущими специалистами по проектированию в сфере образования, работающими в ВятГУ.
Каждый студент разрабатывает под руководством педагогов уникальную идею проекта в сфере образования. В этих разработках нашли отражение новые профильные смены, необычные конкурсы и межпредметные олимпиады школьников, уникальные образовательные курсы внеурочной деятельности, школьные фестивали, клубы по интересам, турниры и дидактические игры, в том числе в формате квеста.
Также создаются ресурсы в сети Интернет, которые направлены на совершенствование образовательного пространства региона и страны в целом. Так, к примеру, Дарья Бармина (факультет лингвистики) предлагает раскрывать актёрские способности детей и развивать творческий потенциал, воспитывать у подростков неравнодушие к детям, оставшимся без родителей, учить дарить добро и радость другим в проекте «Со спектаклем в детский дом», а Анастасия Караваева (факультет лингвистики) – определиться ребенку со своим будущим хобби и попробовать себя в различных видах деятельности в проекте фестиваля хобби «Найди себя».
Интересны разработки рабочей тетради для проведения системы классных часов «Россия начинается с тебя», которую осуществляет Кристиан Михайлов (факультет технологий, инжиниринга и дизайна), дидактической настольной игры «Путешествие в страну истории», предложенной Екатериной Юдинцевой (факультет истории, политических наук и культурологии) и многие другие. Все разработанные проекты найдут отражение в специальных сборниках, которые планирует выпустить базовая кафедра.
Еще с одной уникальной педагогической технологией познакомились студенты третьего курса направления подготовки «Педагогическое образование» в ходе учебной практики.
«Удивление чудом: развитие мотивации школьников к учению» – новая образовательная технология, разрабатываемая преподавателями Педагогического института. Основной концептуальной идеей технологии является акцент на мотивирующее начало урока, осуществляемое в формате знакомства школьников с необычными объектами или явлениями, которые используются для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности и включения учеников в интеллектуальную работу через акт удивления, или, как его называют, «эффект чуда». Система встреч с удивительными предметами и явлениями, разгадывание способов их создания и функционирования – все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности школьников, о чем говорил еще Сократ: «Удивление есть начало всякой мудрости».
Студенты, уже познакомившиеся с этой технологией, приступили к подбору заданий-эффектов, на основе которых будет создан уникальный каталог в сети Интернет. Помимо этого, студентами-практикантами по заданной технологической схеме разрабатывается комплекс программ внеурочной деятельности, которые найдут отражение в специальном издании.
Такая работа сегодня в свете перехода школ на новые образовательные стандарты весьма актуальна и будет востребована педагогическим сообществом, в которое наши студенты входят достойно, осуществляя свое обучение педагогическому мастерству через непосредственную деятельность в образовательном пространстве кафедры педагогических технологий и предметных методик на базе лицея № 21 города Кирова.