Напомним, что в августе 2016 года в Правительстве Кировской области состоялось совещание, посвящённое итогам работы системы образования Кировской области в 2015-2016 учебном году и задачам на предстоящий учебный год. Выступая перед собравшимися на августовском педагогическом совете и.о. ректора ВятГУ Валентин Пугач акцентировал внимание на серьёзных проблемах сферы образования, сложившихся в нашем регионе.
Одна из проблем – это нехватка квалифицированных педагогических кадров в школах региона, особенно молодых специалистов. Наибольший дефицит сегодня – учителя математики, физики, химии, английского языка.
По итогам августовского совещания совместно с Правительством Кировской области ВятГУ начал проводить работу по экспертно-аналитической оценке кадрового потенциала образовательных организаций региона. Это делалось для того, чтобы составить детальную карту педагогического состава работников школ (возраст, стаж, количество свободных вакансий по предметам).
На Совете по педагогическому образованию ВятГУ и.о. ректора ВятГУ Валентин Пугач презентовал результаты оценки кадрового потенциала школ Кировской области. Всего в исследовании участвовало 569 школ области. Результаты показали нехватку квалифицированных специалистов в школах региона, особенно молодых учителей начальных классов, математики, физики, химии, английского языка, что, по мнению авторов исследования, должно стать поводом для увеличения количества студентов, обучающихся по данным направлениям. В то же время исследование показало существенное превышение среднего возраста учителей химии, физики, географии, биологии, изобразительного искусства и черчения, русского языка и литературы, что также рассматривается как один из рисков для дальнейшего развития региональной системы образования. Результаты совместного исследования ВятГУ и Министерства образования Кировской области констатируют необходимость повышения профессиональной квалификации руководящих кадров в общем образовании. В качестве дополнительного вывода отмечалась необходимость проведения в области специальной работы по привлечению в образовательные организации педагогов-мужчин, поскольку их недостаток отрицательно сказывается на качестве социализации подростков.
Ценность исследования заключается в том, что теперь у Правительства Кировской области и университета есть объективная картина состояния кадровой ситуации в образовательных организациях региона.
В целом, результаты исследования дают объективную обобщенную оценку педагогических кадров общеобразовательных организаций Кировской области: по возрасту, уровню образования, предметной специализации; содержат прогнозную оценку потребности в педагогах до 2022 года.
С учетом этих данных у ВятГУ появилась возможность точечно управлять выделением бюджетных мест на конкретный профиль, чтобы в перспективе обеспечить необходимое восполнение педагогов в соответствии с запросом конкретной школы конкретного района Кировской области.