Чтобы быть успешным, достаточно не лениться и внимательно следить за тенденциями в области своей профессиональной деятельности. Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета, убедился в этом на собственном опыте. И к этому же он сегодня призывает своих коллег и студентов. Об итогах первой «пятилетки» во главе университета и тенденциях в сфере образования он рассказал в интервью «Деловой Вятке»
— Валентин Николаевич, 5 лет назад вы возглавили ВятГУ. С какими целями и ожиданиями вы тогда пришли на должность ректора?
— Я напомню, что пришёл на должность ректора с позиции начальника управления лицензирования и аккредитации Рособрнадзора и, соответственно, знал достаточно хорошо, какие проблемы и тенденции имеют место в системе высшего образования. Поэтому многие процессы, которые в последующие годы были инициированы Министерством образования и науки, для меня не стали сюрпризом. У нас неоднократно возникала ситуация, когда на учёном совете я прогнозировал то или иное нововведение, а через полгода оно происходило в реальности. Именно так получилось с мониторингом эффективности. И если раньше мои коллеги могли воспринимать какие-то мои прогнозы как личное мнение, то после того, как эти прогнозы несколько раз сбылись, они стали внимательнее относиться к тому, что я говорю. И правильно подготовившись к новациям, мы стали успешно проходить эти все ежегодные мониторинги и закрепились на лидирующих позициях в регионе.
— Многое пришлось менять в университете кардинально?
— Изменения затронули все сферы деятельности. Была изменена система управления финансовыми ресурсами, введена жёсткая централизация доходов и расходов университета, что нам позволило эффективнее управлять денежными средствами. Университет, имея примерно тот же уровень финансирования, что и раньше, смог себе позволить гораздо больше направлять на повышение оплаты труда, закупку нового оборудования, ремонт лабораторий и аудиторий. Произошла технологическая модернизация учебного процесса, а заработную плату за эти пять лет мы подняли практически в два раза и довели уровень средней зарплаты преподавателей до 200% от средней по региону. К нам пошли молодые перспективные преподаватели. И если пять лет назад остепенённость преподавательского состава была на уровне 60-61%, то сейчас уже 85%.
Гораздо более важные и, может быть, не такие заметные перемены произошли в качественном улучшении учебного процесса. Мы заключили и актуализировали десятки договоров с работодателями — предприятиями и организациями нашей области. С ними мы подробно обсудили, какие новации необходимо ввести в учебный процесс, чтобы наши выпускники были более адаптированы к условиям работы на этих предприятиях. Благодаря этому резко возрос спрос на наших выпускников, мы довели уровень трудоустройства до 98,7% в среднем по университету. К нам едут представители крупных предприятий из других регионов и предлагают нашим выпускникам (в первую очередь, речь об инженерных направлениях подготовки) очень хорошие условия работы. Кроме того, мы открыли новые образовательные программы в гуманитарной сфере, у нас появился юридический факультет, ряд интересных направлений по экономике. После всех изменений ВятГУ стал полноценным классическим университетом. Плюс ко всему, мы сформировали ряд научных коллективов, создали лаборатории, это привело к тому, что у нас практически в два раза выросли показатели научной деятельности и индекс цитирования в электронных системах и базах данных.
— Сегодня вы можете сказать, что по-прежнему в чём-то опережаете инициативы Министерства?
— Надеюсь, что да. Я отслеживаю и регулярно размещаю на своей странице в Facebook самые свежие публикации на тему организации высшего образования, министерские документы и различную аналитику. Я это делаю для того, чтобы и сотрудники университета могли ознакомиться с тенденциями в этой сфере. Это необходимо, чтобы успешно конкурировать на рынке образовательных услуг.
Трудное устройство
— Предлагаю поговорить о новых тенденциях в системе российского образования. С этого года мониторинг качества работы вузов пойдёт по новым правилам, где главным критерием станет «трудоустройство». Критерий «трудоустройство» будет иметь очень большой вес. Притом информация о состоянии трудоустройства будет запрашиваться Министерством образования и науки не у вузов, а напрямую у Пенсионного фонда. То есть они собираются не просто анализировать, трудоустроился выпускник или нет, но и какой уровень дохода он имеет, какой объём отчислений делает в Пенсионный фонд.
— На ваш взгляд, это правильная инициатива?
— Будем так говорить: принципиально я поддерживаю такую позицию, потому что в большинстве европейских и американских стран при оценке успешности вузов этот показатель учитывается. Другой вопрос, насколько корректно у нас удастся получать данные из Пенсионного фонда или налоговых органов, организовать вот это межведомственное взаимодействие. Мы испытаем это на себе уже в апреле. Надеемся, что всё будет хорошо.
— Вы так уверенно рассуждаете, наверное, потому что вы уже готовы, поскольку тесно работаете с работодателями. А каково будет вашим коллегам из других вузов?
Не знаю. Но они все были в курсе, Министерство не делало из этого мониторинга никаких секретов. Зная, что такая работа будет проводиться, мы заблаговременно создали у себя центр трудоустройства выпускников и серьёзно работаем в этом направлении.
В то же время должен сказать, что этот год будет достаточно сложным. Из-за кризисных явлений на рынке труда происходят изменения, на некоторых предприятиях и организациях идут сокращения. Плюс дополнительным негативным фактором будет то, что в большинстве вузов страны в этом году будет двойной выпуск: мы выпустим одновременно последних специалистов (которые учились 5 лет) и первых массовых бакалавров. И это тоже создаст напряжённость на рынке труда. Поэтому я предложил бы выпускникам и их родителям серьёзно отнестись к этой ситуации и заблаговременно принять меры, чтобы до получения диплома уже примерно, а ещё лучше — точно, понимать, куда они пойдут работать. В прошлые годы обычно происходило следующее: получив дипломы в июне, выпускники благодушно отправлялись отдыхать куда-нибудь на юга и только в сентябре приступали к поиску работы. В этом году я не рекомендую такую стратегию поведения.
— Концепция ФЦП по развитию образования на 2016-2020 гг. предполагает переход к системе «эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками». Как вы понимаете и поддерживаете ли эту инициативу?
— Наш вуз перешёл на «эффективный контракт» ещё год назад. Раньше взаимоотношения между вузом и преподавателем строились в соответствии с Трудовым кодексом и обычным трудовым контрактом, по которому основным критерием успешности работы преподавателя было то, что он вовремя и качественно читает свои лекции. Заходит ректор в аудиторию. Занятие идёт? Идёт. По расписанию? По расписанию. Читается то, что должно читаться? Да. И это, собственно, всё.
А при «эффективном контракте» прописываются конкретные результаты работы преподавателя. Во-первых, вводятся качественные измерители самого учебного процесса. Во-вторых, добавляется целый ряд дополнительных показателей, которые должны быть предъявлены в виде научной деятельности. Речь идёт о том, что преподаватель, даже если у него нет лекций, должен находиться на рабочем месте и заниматься внеурочной деятельностью, это либо проверка контрольных и курсовых, либо разработка или актуализация своих учебных планов, программ, методических материалов. Он должен заниматься самоподготовкой, он должен читать свежие публикации по своему научному профилю, он должен писать статьи, он должен заниматься наукой и выдавать конкретный результат. Это и есть «эффективный контракт». Его невыполнение будет основанием для пересмотра надбавок заработной платы либо вообще увольнения.
Причём Министерство ещё не разработало единый документ, и вузы имеют право самостоятельно определить критерии «эффективного контракта». Мы это сделали год назад, и сейчас у нас уже есть возможность приступить к анализу результатов.
— И какие это результаты?
— Полный анализ будет проводиться по окончании учебного года, но уже сейчас мы наблюдаем, что многие преподаватели активно включились в работу. Резко выросло количество различных грантовых заявок, публикационная активность и т.д.
— Получается, с переходом на «эффективный контракт» произойдёт отбор преподавателей?
— Здесь мы будем лояльны. Понятно, что система новая и людям нужно к ней привыкнуть. Более того, мы уже несколько раз вносили корректировки в своё положение об «эффективном контракте», чтобы устранить спорные моменты. Мы не собираемся применять жёсткие карательные меры, но на основании анализа мы сможем дифференцировать заработную плату и заключать трудовые контракты на разные сроки, в зависимости от выполнения показателей. Так у преподавателей будет стимул для повышения качества работы.
Должен сказать, что за последнее время у нас и так произошли кадровые изменения. И тот, кто понимал, что не готов к новому режиму работы, уже ушёл. Кстати, по поводу «эффективного контракта» с ректором: мы в таком режиме с Министерством работаем уже несколько лет. И невыполнение показателей с нашей стороны тоже может быть поводом для лишения премий и даже расторжения трудового договора.
Между народами
— Наверное, сегодня в нашей стране нет сферы деятельности, на которую в той или иной мере не повлияла бы экономическая и политическая ситуация. Ваш университет активно участвует в международных программах. Влияет ли сегодняшняя ситуация на эту работу?
— Пока мы не ощутили серьёзных проблем, и по тем программам, в которых наш университет принимал участие (к примеру, TEMPUS и Erasmus), никаких отмен или сокращения сотрудничества не предполагается. Это с одной стороны. Но с другой стороны, экономическая ситуация всё-таки повлияла на нас: с изменением курса рубля у нас возникли большие ограничения по приглашению на работу и организации командировок. Стоимость данных мероприятий возросла. То есть работать мы продолжим, но, вероятно, направим на эту тему меньше средств, чем раньше.
— То есть влияние есть экономическое, но не политическое…
— Да. Пока политика, слава Богу, тут никак не влияет, и со стороны наших вузов-партнёров, в том числе европейских, мы никаких проблем не испытали.
— Валентин Николаевич, по вашему прогнозу, как финансовые трудности и обновлённый политический курс отразятся на приёмной кампании 2015 года?
— Тут я, опять же, думаю, что больше повлияют экономические факторы. Я думаю, у родителей абитуриентов есть определённое беспокойство по поводу того, отправлять ли своих детей в столицы, учитывая возросшую стоимость жизни и напряжёнку с общежитиями… Тут надо 10 раз подумать, прежде чем решаться куда-то уезжать. Тем более, наши кировские вузы вполне конкурентоспособны и не хуже по уровню подготовки. Поэтому мы ожидаем большой интерес абитуриентов.
— Активно продвигается тема импортозамещения. В этой связи вероятна ли корректировка приоритетных специальностей?
— Безусловно! Крупнейшие наши кировские предприятия завалены заказами. Работа кипит, и это повлечёт за собой в ближайшие годы спрос на квалифицированных специалистов, инженеров, айтишников, управленцев, экономистов. А значит, у выпускников вырастают шансы построить успешную карьеру на кировских предприятиях.
Беседовала // Вера Елькина
Фото // Александр Лисин