Интернет-газета

В кировском опорном ВУЗе может быть создана кадровая информационная система

  • 22 февраля 2016, 12:23
  • Автор: admin
  • Просмотров 1577

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

В кировском опорном ВУЗе может быть создана кадровая информационная система/kirovnet.ru

В рамках круглого стола представители ВятГУ совместно с IT-директорами кировских предприятий обсудили актуальность программ подготовки студентов ИТ-специальностей и механизмы взаимодействия ВУЗа с предприятиями по трудоустройству молодых специалистов. 

IT-сфера традиционно является сферой, где особенно силён кадровый голод. Подготовка действительно грамотного IT-специалиста - дело довольно затратное, при этом действительно хорошие специалисты часто уезжают в другие города за большей зарплатой. Решить проблему можно лишь за счёт повышения качества образования на IT-специальностях в университетах и, соответственно, роста компетенций его выпускников. Таким образом можно будет добиться того, что даже если лучшие специалисты уедут, останутся хорошие, что создат обширный кадровый резерв и поможет навсегда решить проблему. Однако, как этого добиться - большой вопрос, на который у каждой из сторон собственный взгляд.

"Разрыв между стоимостью подготовки сертифицированного специалиста и фактическим бюджетным финансированием. Разрыв между стоимостью подготовки, переподготовки сертифицированного преподавателя и реального бюджетного финансирования. В рамках данного бюджета возможна подготовка специалистов, владеющих только базовыми навыками. Предприятия должны знать, что в рамках текущего бюджетного финансирования образования могут рассчитывать на получение специалистов с базовым уровнем знаний. Любая дополнительная специализация и переподготовка специалистов должна планироваться в рамках собственной программы персонала и финансироваться за счет этой программы. Тем не менее, мы готовы включать необходимые компетенции в образовательную программу и согласовывать ее с Минобром. Но надо понимать, что даже после включения необходимых компетенций вы получите «готовых специалистов» не ранее чем через четыре года" - такие проблемы обозначил Игорь Петров, зав. кафедры Бизнес информатики, ВятГУ в ходе своего выступления на круглом столе.

"У меня есть вакансия программиста, мне нужно ее закрыть. Сейчас. Прогнозировать как изменятся потребности бизнеса через 4 года я не могу. Никто не может. Тем более в нынешних условиях. К сожалению, в инженерных специальностях, от молодого специалиста первые полгода-год один вред. Сразу в работу погрузить нельзя – нет компетенций. Затем он делает ошибки, на которых он учится. За всё это платит работодатель. С другой стороны, если студент пришел ко мне на одну практику, а лучше две, то это уже мой золотой кадровый резерв. Я готов выращивать кадры, лишь бы у них была мотивация расти" – заявил Никита Кукарев, начальник отдела корпоративных ИС, Коммунэнерго

"Требовать от университета готовых специалистов по конкретным компетенциям - не правильно, потому что ИТ-сфера имеет очень много направлений и специализаций, а технологические тренды и спрос на технологии меняется чаще, чем процесс обучения студента. С другой стороны, студентами необходимо объяснять, какие смежные экономические, финансовые и управленческие дисциплины они должны знать, чтобы котироваться на рынке", - считает Антон Лебедев, заместитель директора «Мои Документы-Кировская область» (КОГАУ "МФЦ").

"ВУЗ не может при подготовке ИТ-специалистов успевать за всеми тенденциями и современными технологиями в принципе. Да и не должен. Его основная задача, на мой взгляд, дать базовые знания, математику, алгоритмирование… то, что лежит в основе информационных технологий не один десяток лет. А прикладные навыки должны даваться на уровне профессионального кругозора, так сказать, показать направление. Специализацию студент должен изучать факультативно и самостоятельно. Только тогда у него будет мотивация" – уверен Алексей Яковлев, ИТ директор, ТСК Мотор.

ИТ-руководители «хором» констатировали катастрофическую нехватку узкоспециализированных специалистов по 1С, языкам программирования. "Мы дали объявления о поиске программиста 1С. Даже не уточняем специализацию, лишь бы нашелся. И вроде з/п неплохую обещаем. Так вот, за полгода, можно сказать, ни одного звонка!" – Александр Копанев, коммерческий директор, Вятка ЭКО

Кроме того, многие CIO обозначили такую проблему, как полное отсутствие у выпускников ВУЗов таких понятий как корпортаивная и бизнес-этики. Кроме того, многие не понимают, каким образом идёт формирование объёма заработной платы.

"На выходе из ВУЗа выпускники не имеют понятия о взаимоотношениях внутри бизнеса, коллектива, они искренне не осознают, что и когда ждет от них работодатель, не увязывают оплату с результатами своего труда. На фоне этого четко прослеживается тенденция к неоправданным ожиданиям по зарплате" – Алексей Шишкин, директор по ИТ, MZ5 Group.

"Выходом из этой ситуации может стать курс или факультатив по бизнес-этике для старших курсов ИТ-специальностей, на который можно было бы приглашать «боевых» ИТ-руководителей. Ну и, естественно, необходимо наладить механизм прохождения производственных практик" – считает Николай Белоусов, зам. генерального директора по ИТ, АПХ Дороничи. 

Многие выпускники также не желают саморазвиваться, осваивать смежные области, в том числе и те, которые напрямую связаны с их специализацией.

"«Я программист 1С, что Вы меня спрашиваете про какие-то логистику, склад, бухгалтерию?.. Это не мое дело!», - реальная реплика одного молодого программиста. Вот как это понимать?!" – Алексей Шишкин, директор по ИТ, MZ5 Group.

Самим ВУЗом предлагается несколько путей решения проблемы. Первый - подготовка выпускников, которые обладают только лишь базовыми навыками, которых потом всем необходимым компетенциям должно будет обучить само предприятие. Недостатком этого пути является то, что не все предприятия, особенно в условиях кризиса, готовы вкладывать деньги в обучение персонала, особенно в сфере IT, где все довольно быстро меняется, да и сами IT-специалисты часто уходят работать в другие компании за большую зарплату. Второй - подготовка узкоспециализированных специалистов в соответствии с потребностями предприятия. Но и этот путь не лишён недостатков, ведь в результате мы получаем своеобразного "халифа на час", который после устаревания технологий, на которые он был заточен, может просто оказаться за бортом

"Один из инструментов оценки эффективности ВУЗа – это процент трудоустроившихся студентов. По ФАВТу эта цифра по данным Росстата (статистика собирается согласно СНИЛС) - 90%. С другой стороны, к сожалению, более 50% из них трудоустраиваются за пределами нашего региона" – Елена Казаковцева, руководитель Регионального центра содействия трудоустройству выпускников.

С предложением выступил руководитель клуба IT-директоров Кирова Антон Земцов. Он считает, что одним из инструментов решения кадровых проблем и для работодателей, и для ВУЗа и для студентов может стать создание кадровой информационной системы. Ее основой должна стать база данных студентов, в которой отражены их успехи, опыт практической деятельности, а также проведена оценка их первичных компетенций по специальной методике. Таким образом, поиск перспективного работника или практиканта для предприятия сможет значительно упроститься. Вместо собеседования с десятками студентов, работодатель сможет выставить необходимые ему фильтры в информационной системе и сузить круг кандидатов до 3-4 человек и начинать работать уже с ними, что называется, с пелёнок.

Проект подобной информационной системы после обсуждения практически единогласно поддержали все IT-руководители, собравшиеся на круглом столе.

"Все предложения коллег той и другой стороны войдут в протокол. После согласования ВУЗ готов будет принять его тезисы к исполнению", - подытожил мероприятие ведущий круглого стола, декан ФАВТ, Михаил Доррер.

kirovnet.ru