В Вятском государственному университете прошла очередная интересная лекция столичного гостя. В качестве него на этот раз выступил Сергей Летов - это культовая фигура в отечественном музыкальном мире: участник музыкальной группы «Поп-механика» (также известен как брат Егора Летова из "Граждарской обороны"), виртуозный мультиинструменталист, саксофонист, композитор и импровизатор, автор музыки к спектаклям и немым фильмам, приверженец московского концептуализма. Именно о последнем и шла речь на лекции.
В ходе лекции Сергей Летов рассказал об отличии московского концептуализма от мирового, о некоторых акциях московских концептуалистов, подробно остановился на собственном сайте http://conceptualism.letov.ru.
«Само по себе существование московского концептуализма во времена его зарождения, прежде всего, обрисовывалось внутренним миром художников. Ситуация в то время не предполагала, что художник будет где-либо выставляться, что его работы будут когда-либо где-либо опубликованы. То есть, это была своего рода подпольная деятельность исключительно для внутреннего потребления. Московский концептуализм отличается в большей степени тем, что это не только объект какой-то, но в значительной степени это комментарий к этому объекту. И иногда комментарий значительно важнее, чем сам объект», - подчеркнул Сергей Летов. Он привел в пример некоторые маленькие и простые работы концептуалистов, трудно поддающиеся истолкованию, к которым написаны огромные комментарии (к ним и сводилась вся суть).
Сергей Летов подчеркнул, что многие представители московского концептуализма стараются не замыкаться на решении художественных задач, а идут в ногу с развитием технического прогресса.
- Сайт conceptualism.letov.ru первоначально завоевал признание за рубежом, - рассказал гость. - Его стали использовать лекторы, преподающие историю искусства Финляндии, Германии, а уже потом на него обратили внимание в Государственном центре современного искусства. Сайт бы представлен и на симпозиуме в Штутгарте, в Белграде в Сербии местным художникам-концептуалистам, в Австрии на фестивале, посвященном категории виртуозности в современном искусстве, и в университетах Японии. Кстати, русская, английская, немецкая и японская части сайта не идентичны. В частности, в японской части присутствуют тексты, которых нет в русской версии: это дипломная работа японского студента, который занимается изучением московского концептуализма. Так же сербская, болгарская страницы - это авторские тексты, не переведенные на русский язык, посвященные концептуализму. Скоро появятся и французская, итальянская страницы, поскольку известно, что есть исследователи, которые этим занимаются.
В качестве PDFфайла для удобства изучающих концептуализм автор сайта поместил очень редкую книгу кинокритика Екатерины Бобринской «Концептуализм». По словам Летова, найти ее практически не возможно нигде, ни в каких библиотеках, но это наряду с работой Саши Пригова «Что нужно знать о концептуализме». Кроме того, на сайте выложены PDF-файлы журнала «А – Я» – журнала неофициального русского искусства, который существовал в 80-е годы, издавался сначала в русско-английской версии (7 номеров). Некоторые переводились и на другие языки. Словом, автор сайта надеется, что для интересующихся концептуализмом данный интернет-ресурс будет полезен.
На лекции в ВятГУ среди присутствовавших были замечены ректор университета Валентин Пугач, а также художественный руководитель Театра на Спасской Борис Павлович. На встрече также присутствовала организатор мероприятия, представитель Молодежного творческого центра Дарья Ткачева.
В целом в аудитории на лекции был аншлаг, так что организаторам пришлось заносить дополнительные скамейки. Позже в этот же день гость выступил в Галерее Прогресса с концертом.