Конференция состоялась в городе Алматы Республики Казахстан с дистанционным подключением участников из Китая, Узбекистана, Таджикистана и других стран.
Целью мероприятия стало обозначение, системное рассмотрение и обсуждение глобальных вызовов, тенденций, научных, воспитательных и образовательных прорывных открытий, успешных мировых образовательных практик в сфере гражданско-патриотического воспитания и просвещения.
Нам хотелось привлечь авторитетных учёных из разных стран, которые бы поделись опытом формирования у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. И нам удалось собрать в первую очередь опыт китайских и казахских коллег. Также мы хотели вовлечь в обсуждение вопросов гражданственности молодых специалистов из разных стран. Для этого в конференцию мы включили ориентированные на молодёжь игровые форматы исследовательской работы. Студенты и аспиранты в активной форме на мастер-классе и игре смогли освоить педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского и применить инструментарий великого российского педагога по формированию человека в человеке в современном мире,
– поделилась деталями организации мероприятия с инновационной архитектурой заместитель директора Института гуманитарных и социальных наук ВятГУ Елена Щербинина.
Пленарное заседание окрыли посланием участникам конференции Ольги Филоновой – главы Представительства Россотрудничества в Казахстане. Ольга Александровна пожелала дружественного плодотворного научного общения, методических открытий, живого обмена академическим опытом, отметив:
Обращение к историко-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию и просвещению – это стратегическая общемировая задача по сохранению национальной и этнокультурной идентичности, историко-культурных традиций и ценностей, уважения к памяти предков – всего, что является фундаментом для построения нравственно ориентированного общества. Педагогический мыслитель Константин Ушинский считал, что гражданско-патриотическое воспитание – это привитие молодому поколению чувства долга перед Родиной, ответственности, высокого достоинства, любви, взаимовыручки. Эта мысль останется в веках.
Раушан Кабилова, доктор философии, ассоциированный профессор Международной образовательной корпорации (Казахстан), Пэй Цайся, кандидат филологических наук, декан факультета русского языка института иностранных языков «Синьцзянского университета» (Китай) и другие учёные представили глубокий анализ проблемы воспитания современного поколения, назвали причины разрушительных для личности тенденций, показали опыт своих стран по организации школьного и университетского образования, которое не только совершенствует профессиональные или универсальные компетенции, но и формирует мировоззрение, ценности детей и молодёжи.
На научных секциях «Язык, национальная идея и духовный код нации как основа формирования гражданской самоидентичности и патриотического мировоззрения» и «Мировые образовательные практики в сфере воспитания гражданина и патриота» участники мероприятия поделились методиками и технологиями формирования мировоззренческой основы личности, способной к созидательной инновационной деятельности, развитию страны и мира.
Кандидат педагогических наук Светлана Вылегжанина провела мастер-класс по формам воплощения нравственного идеала «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского в сфере гражданско-патриотического воспитания в современной системе образования». Кандидат филологических наук Михаил Трушков, используя игровые технологии просветительской направленности, провёл игру «Растим гражданина и патриота». Доктор филологических наук Ольга Колесникова организовала круглый стол «Технологии гражданского и патриотического просвещения: проблемы, поиски, решения», на котором участники постарались найти ответы на вопросы «Каковы формы и способы новой системы гражданско-патриотического воспитания в рамках концепции воспитания готовности к защите Отечества у молодёжи?», «Какова роль гражданского и патриотического просвещения в формировании гражданина и патриота?», «Каковы пути создания условий для эффективной реализации потенциала патриотизма молодёжи в условиях современной общественной жизни?».
По окончании участники конференции признавались:
Сегодняшний день прошёл прекрасно! Это было великолепное мероприятие! Много полезных методик воспитания в процессе обучения, которыми мы, учителя русского языка и литературы, будем следовать. Русский язык и русская культура – это наше сердце. Мы очень любим всё, что связано с Россией и русскими людьми.
В декабре 2023 года выйдет научно-методический сборник по материалам конференции.
Партнёрами ВятГУ в организации конференции стали Алматинский университет энергетики и связи им. Г. Даукеева, Университет международного бизнеса имени К. Сагадиева, Алматинский технологический университет, Казахский национальный женский педагогический университет, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, Международная образовательная организация, Русский дом в Астане, Казахстанская ассоциация преподавателей русского языка и литературы (Республика Казахстан, г. Алматы), Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова (Республика Казахстан, г. Караганда).
Конференция проводилась в рамках цикла мероприятий «Формирование человека в человеке» в честь 200-летия со дня рождения учёного, педагога и гражданина Константина Ушинского при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.