Интернет-газета

В Вятском государственном университете рассказали о реализации стратегического проекта «Гармоничная личность»

  • 14 апреля 2022, 11:00
  • Автор: admin
  • Просмотров 1914

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Он включает в себя десять проектов, три из которых – «Культурный код», «Качество жизни», «Социальный успех» - являются основополагающими. На них базируются еще семь проектов: «Ядро компетенций», «Мировоззренческий базис личности», «Эффективные лингвопрактики», «Иноязычные комьюнити», «Дух предпринимательства», «Сила слова», «Опыт созидательного самовыражения». В большой команде стратпроекта, костяк которой составляет Институт гуманитарных и социальных наук, задействованы представители всех институтов ВятГУ

Кипучая жизнь крупнейшего вуза Кировской области состоит из множества ежедневных событий, больших и малых. Сегодня многие из них связаны с реализацией программы развития «Приоритет – 2030», одной из ключевых составляющих которой является стратегический проект «Гармоничная личность». Что стоит за ярким и притягательным названием? Какую цель ставят разработчики этого проекта? В чем конкретно заключается деятельность в его рамках? И, наконец, каков ее практический смысл для отдельного человека: студента, выпускника, любого жителя региона? Об этом рассказал руководитель стратпроекта «Гармоничная личность» Алексей Костин, директор Института гуманитарных и социальных наук.

Разговор о стратегическом проекте «Гармоничная личность» правильнее начать с предыстории. Еще задолго до «Приоритета» ректор ВятГУ Валентин Николаевич Пугач обозначил проблему, связанную с развитием отечественной инженерной школы. Обладающая рядом явных преимуществ, она в то же время оказалась заточенной на подготовку узких специалистов с высоким уровнем hard skills, но не всегда достаточным набором мягких, универсальных компетенций. Это не препятствует качественному выполнению конкретных профессиональных обязанностей, однако не всегда способствует решению более амбициозных задач. Второй момент связан с воспитательно-патриотической работой, формированием у выпускника стремления приносить благо родине, -

напомнил Алексей Александрович.

Участие в конкурсном отборе программы «Приоритет – 2030» Минобрнауки РФ придало новый импульс начатой в университете работе. Намеченные идеи были эксплицированы и заложены в Программу развития Вятского государственного университета до 2030 года, оформившись в масштабный проект «Гармоничная личность», стратегически важный для вуза. Алексей Костин пояснил:

Мы исходим из того, что любой выпускник должен быть не только профессионалом в своей области, но еще иметь сформированное мировоззрение, научную картину мира и системное мышление. Эти цели могут быть достигнуты, прежде всего, в учебной деятельности, к которой нами был определен новый подход.

А.А. Костин проиллюстрировал его конкретным примером:

Традиционно преподаваемая на межфаке история может вызвать гораздо больший интерес, если подойти к ней через моменты частной жизни, личных судеб. У нас есть успешный опыт изучения Великой Отечественной войны посредством обсуждения темы «Мой семейный герой». Студенты подходят к этому заданию исключительно ответственно и трепетно; пропускают материал через себя, вкладывая в него душу; с удовольствием делятся информацией и сами с интересом слушают товарищей. Это дорогого стоит: при таком обучении, с одной стороны, усваиваются новые знания; с другой, формируются историческая память и гражданская позиция. Такие приемы возможны и при изучении других предметов – почему бы ими не пользоваться?

«Ядро компетенций», «Мировоззренческий базис личности», «Эффективные лингвопрактики», «Иноязычные комьюнити», «Дух предпринимательства» - все это проекты, входящие в состав стратпроекта «Гармоничная личность» и нацеленные на достижение заявленного результата в ходе учебной деятельности. Реализация таких проектов, как «Сила слова» и «Опыт созидательного самовыражения», осуществляется, прежде всего, в рамках внеучебной активности. В итоге выстраивается четкий маршрут движения, каждый пункт которого значим и неповторим – путник выбирает те, что соответствуют его профессиональным целям и жизненным устремлениям.

Мы не пытаемся объять необъятное, не ставим перед студентом невыполнимых задач: невозможно знать все, быть профи во всех областях. В нашем понимании быть гармоничной личностью означает уметь критически мыслить, обладать широким кругозором и сформированным мировоззрением, выбирать для себя траекторию развития, находить баланс между желаниями и возможностями, обретая некое равновесие; при этом чувствовать себя счастливым и социально успешным человеком, -

объяснил А.А. Костин. Важно, что вуз предоставляет возможность этому обучиться, снабдив необходимыми знаниями и опытом.

Являясь самостоятельными, обладая собственными целями и планами реализации, все перечисленные проекты, словно на трех китах, основываются на трех базовых проектах. Это «Культурный код россиянина», «Качество жизни», «Социальный успех» - каждый из них, помимо практического смысла, имеет выраженную теоретическую значимость.

Особенно хочется отметить проект «Культурный код россиянина». Сейчас сочетание «культурный код» в ходу, широко используется с разным значением, порой довольно приблизительным или узким. Наша команда поставила цель - изучить проблему глубоко, понять основу этого феномена, разложить его на составляющие. Для этого проводятся эмпирические исследования с помощью больших данных, в частности путем анализа произведений отечественной литературы и отзывов на них, -

сообщил Алексей Александрович.

Сделано уже немало, но это еще начало пути, по которому направилась большая междисциплинарная команда стратегического проекта «Гармоничная личность». Впоследствии все разработки станут доступны не только студентам и сотрудникам ВятГУ, но и жителям региона, в частности на специально созданных цифровых платформах.  Уже сейчас идет наполнение мировоззренческого data-конструктора, будущего кладезя разнообразной информации. ГИС-карта археологических исследований, словарь вятских говоров, данные об объектах историко-культурного наследия с 3D-моделями, методики диагностирования soft skills – это лишь толика того, что будет представлено по результатам многочисленных исследований в рамках «Гармоничной личности». Алексей Костин резюмировал:

В проекте задействованы специалисты всех институтов ВятГУ – сложилась сильная команда. Мы открыты к сотрудничеству и с органами власти, и со всеми жителями региона. Будем рады, если наш проект впоследствии будет востребован и поможет людям обрести гармонию и счастье – в этом состоит главная цель, к которой мы устремлены.

#ВятГУ #МыФормируемБудущее #Приоритет2030 #ГармоничнаяЛичностьВятГУ