Напомним, что с сентября 2023 года в образовательные программы российских вузов включен модуль «Обучение служением». Федеральная программа поддержана Росмолодежью, Министерством науки и высшего образования, Ассоциацией волонтерских центров; оператором выступает Высшая школа экономики.
Вятский государственный университет одним из первых присоединился к пилотной программе; более того, стал членом консорциума по ее развитию.
Речь идет о новом образовательном подходе, который внедряется в вузах Российской Федерации. Он нацелен, прежде всего, на то, чтобы состыковать профессиональную подготовку специалистов с реальной социальной практикой,
- сообщила доцент кафедры социальной работы и молодежной политики Марина Бородатая.
Например, будущий химик может задуматься: где уже полученные им знания могут пригодиться прямо сейчас? какие социально-экономические проблемы города и региона позволят решить? Применяя эти знания, участвуя в реализации социальных заказов, студент шлифует профессиональные компетенции, одновременно принося ощутимую пользу обществу.
Так у человека формируется позиция активного служения Родине. В этом и есть ключевая идея программы «Обучение служением»,
- подчеркнула Марина Бородатая.
Обучение служением, на первый взгляд, похоже на волонтерство; но это не одно и то же. Волонтерство – в наибольшей степени ситуативная практика, а обучение служением, являясь элементом образовательного процесса, позволяет реализовывать более продолжительные проекты, приносящие пользу обществу и имеющие конкретный продуктовый результат.
Существуют разные варианты встраивания новой программы в процесс обучения. Она может выступить самостоятельной учебной дисциплиной либо частью уже существующего курса, явиться учебной или производственной практикой; стать исследованием, результаты которого найдут отражение в курсовых и выпускных квалификационных работах. Кроме того, компоненты «Обучения служением» обогатят практику проведения научных экспедиций: исторических, археологических, географических.
Возможны как индивидуальная, так и групповая реализация проектов. При этом большую роль приобретает создание мультидисциплинарных команд студентов, когда бок о бок работают историки, ИТ-специалисты, организаторы работы с молодежью, химики – спектр представителей разных направлений подготовки может быть очень широким.
Все это научает студентов работать в командах специалистов разного профиля. Подобный опыт полезен: ведь именно в такой ситуации ребятам предстоит оказаться по окончании университета,
- заметила Марина Бородатая.
В самом общем виде цепочка реализации модели «Обучение служением» выглядит так: заказчик - в его роли выступает, в частности, некоммерческая организация – формирует заявку по актуальному вопросу, далее она предлагается университету. Студенты решают поставленные задачи под руководством преподавателей.
В этой связи возникает проблема подготовки как вузовских кадров, так и представителей организаций-заказчиков.
Работу с преподавателями мы начали. Что касается специалистов некоммерческого сектора, а также органов власти, то в наших планах проведение тематической секции в рамках Гражданского форума Кировской области,
- рассказала зав. кафедрой социальной работы и молодежной политики Марина Лучинина.
Она также отметила, что на кафедре существуют разнообразные практики проектной деятельности в сфере молодежной политики, обширный опыт реализации социальных проектов. Участие в программе «Обучение служением» станет логичным продолжением многолетних наработок, явится вкладом в реализацию стратегического проекта «Гармоничная личность» программы развития крупнейшего вуза региона.
#ВятГУ #МыФормируемБудущее #ОбучениеСлужением #Приоритет2030 #ГармоничнаяЛичность #СоциальнаяРабота #МолодежнаяПолитика