В рамках форума состоялось заседание Федерального учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» и Ассоциации развития педагогических университетов, круглые столы по проблемам развития педагогического образования.
Организаторами мероприятия выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Министерство просвещения РФ, Правительство Чеченской Республики, Министерство образования и науки Чеченской Республики, Чеченский государственный педагогический университет.
В работе форума приняли участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Боровская Марина Александровна, заместитель Министра просвещения РФ Басюк Виктор Стефанович, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Музаев Анзор Ахмедович, заместитель Президента Российской академии образования Павлов Игорь Сергеевич, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения Михеев Игорь Анатольевич, директор Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Минпросвещения Хлопотных Мария Борисовна, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Бабич Александр Вячеславович, председатель совета по педагогике Российского профессорского собрания Болотов Виктор Александрович, председатель Федерального учебно-методического объединения по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» Казакова Елена Николаевна, председатель Ассоциации педагогических вузов, ректор МПГУ Лубков Алексей Владимирович и др.
В приветственном слове к участникам форума заместитель министра науки и высшего образования РФ Боровская Марина Александровна отметила актуальность и важность проведения форума в контексте новых вызовов для системы высшего образования.
Сегодня профессиональному сообществу необходимо своевременно реагировать на новые тренды и тенденции, складывающиеся в стране и мире. Также важно не просто сформулировать проблемы в системе высшего педагогического образования, но и сформулировать их как задачи, приступив к их поэтапному решению, -
подчеркнула Марина Боровская.
Заместитель министра просвещения РФ Басюк Виктор Стефанович отметил, что на плечах каждого учителя лежит великая миссия – подготовка нового поколения, которое будет создавать будущее страны.
В настоящее время система образования нацелена на реализацию важнейших государственных задач, которые связаны с развитием страны и процессами модернизации во всех сферах жизни, эволюцией технологий. Современной школе нужны особые учителя, обладающие новаторскими идеями, остро чувствующие потребности времени и способные вывести образование на новый уровень, -
заявил Виктор Басюк.
Центральное место в повестке форума занял круглый стол «Стратегические задачи развития педагогического образования в контексте реализации национальных проектов», участники которого отметили, что несоответствие системы педагогического образования современным вызовам и ожиданиям имеет ряд причин, среди которых важнейшим является отсутствие последовательной государственной политики в сфере педагогического образования. «На протяжении двух десятилетий предпринимались попытки модернизации педагогического образования и проектного сопровождения его развития (Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России 2001-2010 гг. в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ее «преемственно дополнила» Программа модернизации педагогического образования (приказ МО РФ от 1.04.2003 №1313), затем в 2014-2017 гг. программа Модернизации педагогического образования). Однако преемственная связь между программами не была обеспечена должным образом», - отмечается в резолюции круглого стола.
Обсудив весь комплекс проблем, актуальных задач, возможных мероприятий в сфере развития педагогического образования участники круглого стола определили ряд стратегических задач развития педагогического образования до 2024 г:
- Разработка государственной стратегии развития педагогического образования на период до 2030 гг. и целевой программы развития педагогического образования до 2024 г.
- Разработка новой модели педагогического образования и федеральных требований к подготовке педагога в современных условиях.
- Обеспечение проведения ежегодного мониторинга эффективности системы педагогического образования.
- Формирование единого цифрового образовательного пространства педагогического образования.
- Обеспечение разработки примерных ОПОП по УГСН «Образование и педагогические науки» на основе успешных практик педагогического образования в соответствии с новыми государственными требованиями.
- Организация масштабного повышения квалификации ППС, АУП и УВП всех вузов, реализующих программы подготовки педагогических кадров.
- Внедрение системы независимой оценки качества педагогического образования.
- Проведение комплекса междисциплинарных исследований процесса когнитивного развития, ментального мира, мотиваций и ценностей, психофизиологии современного ребенка и молодежи цифровой эпохи, на базе которых провести необходимое обновление содержания.
- Создание на базе ведущих педагогических вузов в каждом федеральном округе Ресурсных центров педагогического образования.