Интернет-газета

Образовательная политика ВятГУ: создаем экосистему профессионально-личностного развития студентов-педагогов

  • 2 декабря, 16:16
  • Автор: admin
  • Просмотров 702

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

В университете завершилась Методическая школа Педагогического института по построению программы подготовки будущих педагогов на основе приоритетов Образовательной политики ВятГУ

В конце ноября в Педагогическом институте ВятГУ прошла выездная Методическая школа для руководителей образовательных программ и ведущих специалистов университета, отвечающих за реализацию программы подготовки будущих педагогов по новой модели индивидуальных образовательных траекторий. Более 40 участников, включая представителей органов управления образованием и директоров образовательных организаций, были вовлечены в работу.

Образовательной политикой ВятГУ определен ориентир на создание образовательной экосистемы профессионально-личностного развития обучающихся. С 2023 года университет реализует новую модель подготовки педагогов, обеспечивающую студентам возможность спроектировать собственную образовательную траекторию. Задача трансформации университета по переходу от модели управления образовательными программами по учебным группам к модели индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) реализуется в течение всего периода обучения в университете.

По итогам организации предыдущих Методических школ завершилось проектирование и профессиональное обсуждение с экспертами из системы общего образования предметно-методических и общепрофессиональных дисциплин, реализуемых по ИОТ. Так, например, за счет дисциплин-конструкторов студентам с 2023 года приема уже предлагается выбор 30% компонентов образовательной программы. Что определено как важный механизм преобразований в университете для построения новых основных программ обучения.

 

В этом году Методическая школа решала последующие задачи преобразования, поставленные Образовательной политикой.

Так, в рамках первой задачи, направленной на реализацию деятельностного подхода в обучении, участники Школы прорабатывали сквозную траекторию формирования исследовательских компетенций педагога и систему реализации производственных практик у студентов на старших курсов. Для формирования исследовательских компетенций педагога участникам Школы удалось выработать связь всех курсовых работ и проектов с выпускной квалификационной работой, сформулировать условия привлечения практиков к соруководству ВКР, определить проблематику и графики научно-исследовательских работ, а также обсудить с приглашенными экспертами предложения по апробации результатов научно-исследовательских работ студентов. Отметим, что в результате работы согласована траектория формирования исследовательских компетенций педагога на программах бакалавриата и педагогической магистратуры.

Для студентов старших курсов в образовательной программе предусмотрены производственные (методические) практики. Для их комплексной реализации участники Школы сформулировали подходы к организации практической подготовки студентов-педагогов, выявили связь дисциплин и практик младших курсов с планируемыми методическими практиками. Кроме этого, удалось предложить единую систему обратной связи с работодателями по итогам методических практик и трудоустройству (в т.ч. временному) студентов-педагогов.

Помимо этого, команды работали над вопросами применения студентами технологии модульного проектирования образовательных программ и методики познания на практике и в исследовательских проектах.

 

В рамках второй задачи по использованию методик профессиональных аттестаций и конкурсов профессионального мастерства при проведении процедур промежуточной и итоговой аттестации студентов, участники Школы прорабатывали проведение государственной итоговой аттестации в форме профессионального (демонстрационного) экзамена (демоэкзамен), что, в том числе, определено в «Ядре высшего педагогического образования» Минпросвещения России, а также в Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года.

Для реализации демоэкзамена участники Школы сформулировали принципы учета единства предметной, методической и психолого-педагогической подготовки в демоэкзамене; описали типовые задания демоэкзамена и критерии их оценивания; определили логику проведения демоэкзамена, его примерный план подготовки и проведения.

Дополнительно все команды Школы предложили подходы к учету специфики региональной системы образования, а также способы конструктивного совмещения студентом «работы в школе по профилю».

Для проработки задач участниками Школы стали эксперты из системы управления региональным образованием: Карасева Наталья Валентиновна – начальник отдела Северного образовательного округа Кировской области, Жуйкова Вера Юрьевна – заместитель начальника департамента образования Кирова, Кобелева Галина Александровна – директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Кировской области, Трубицына Елена Владимировна – директор КОГОБУ «Центр дистанционного образования детей», Котряхова Светлана Юрьевна – директор МКОУ ДПО «Информационно-методический центр системы образования» города Кирова, а также представители школ города Кирова и области: Вологжанина Валерия Владимировна, директор КОГОАУ «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка», Горев Павел Михайлович – заместитель директора Лицея № 21 города Кирова, Долгих Татьяна Викторовна – директор КОГОАУ «Вятский технический лицей», Исупов Михаил Васильевич – директор Кировского физико-математического лицея, Крылова Елена Николаевна – директор Лицей № 9 г. Слободского, Сухотина Елена Александровна – директор Гимназия № 46 города Кирова, Шкляева Анна Львовна – директор МКОУ СОШ № 6 города Кирово-Чепецка, Шустов Сергей Михайлович – директор МБОУ «СОШ с УИОП № 66» города Кирова.

От Вятского государственного университета в качестве экспертов участвовали: Бажин Константин Сергеевич – проректор по стратегическому развитию и проектной деятельности, Казиенков Сергей Александрович – начальник отдела образовательных программ, Митягина Екатерина Владимировна – проректор по развитию на основе анализа данных, Рычкова Мария Николаевна – начальник отдела организации учебного процесса.

Выражаем благодарность всем приглашенным экспертам за высокий профессионализм и плодотворную работу с участниками Методической школы. Благодаря их участию, мероприятие прошло на высоком уровне и достигло поставленных целей.

Эксперты предоставили ценную обратную связь о работе руководителей образовательных программ и преподавателей, что позволило оценить эффективность работы и наметить пути дальнейшего совершенствования.

Карасева Наталья Валентиновна, начальник отдела Северного образовательного округа Кировской области:

Формат работы с экспертами важен. Бывает, что не хватает профессионалов, которым бы я задала вопрос, а они мне рассказали, какие мне вот здесь примеры привести. У вас и у меня есть задача, и мы можем совместно решить ее на моем предмете. Поэтому такой формат работы с преподавателями очень хорош. На заметку себе взяла. Изменю под свой формат, потому что у меня другие задачи. Здорово! Спасибо, что пригласили!

Жуйкова Вера Юрьевна, заместитель начальника департамента образования Кирова:

Конечно, с одной стороны эксперты как приглашенные участники методической школы оказали влияние на результаты работы проектных групп после проведенного глубинного интервью по тематикам мероприятия. Но, с другой стороны, в ходе обсуждения мы, как представители администрации образовательных учреждений, города, области, также учли для себя некоторые интересные моменты, идеи и траектории будущей работы с Педагогическим институтом для организации единой образовательной среды.

Кобелева Галина Александровна, директор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Института развития образования Кировской области:

Я всегда рада, что меня приглашают на такого рода мероприятия. И вот сегодня я отметила, что мне не хватило времени чтобы пообщаться. Со своей стороны могу сказать, что у нас действительно с вузом выстроено очень хорошее взаимодействие. Регулярно к нам приходят студенты. Мы рассказываем все актуальные вопросы, касаемо процесса образования.

Рычкова Мария Николаевна, начальник отдела организации учебного процесса ВятГУ:

Безусловно очень полезная встреча! Спасибо, что пригласили. Много, что сегодня услышали. Я думаю, возьмем некоторые аспекты в организацию учебного процесса уже сейчас.

 

Сухотина Елена Александровна, директор Гимназия № 46 города Кирова:

Я второй год участвую в работе методшколы. Такой формат мне понравился. Мы как эксперты оценивали, задавали вопросы. За 30 минут живого общения каждая группа более глубоко раскрыла свой вопрос. Отмечу действительно заинтересованность педагогов, института – это видно. И несмотря на все регалии, опыты, стаж и так далее, некоторые для себя сделали открытие. Кстати, и я тоже.

Крылова Елена Николаевна, директор Лицей № 9 г. Слободского:

Я думаю, что сегодня мы услышали друг друга. И если это поможет приблизить студентов к реальной школьной жизни, значит, это нам полезно. И вам полезно. И это надо продолжать.

Результаты методической школы 2024 позволяют сделать еще один важный шаг в преобразованиях в ВятГУ по созданию экосистемы профессионально-личностного развития студентов, будущих педагогов. Методическая школа стала важной площадкой для обмена опытом, обсуждения актуальных проблем и поиска новых решений в сфере педагогической деятельности. Участники получили возможность повысить свой профессиональный уровень и обменяться лучшими практиками. Результаты работы Методической школы будут способствовать дальнейшему развитию системы образования в регионе.