Образцовый самодеятельный коллектив театр-студия «Алые паруса» вошел в число финалистов фестиваля, представив спектакль «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич. О творческом процессе и работе над спектаклем рассказали участницы творческого коллектива и руководитель образцового самодеятельного коллектива театра-студии «Алые паруса» Ольга Соломонова.
Ольга Алексеевна, расскажите, когда появился образцовый самодеятельный коллектив театр-студия «Алые паруса»?
– Коллектив начал свою работу в 1964 году на базе Городского Дома творчества. Затем, когда в 1974 году открылся Дворец пионеров, коллектив перевели туда. Сейчас Дворец пионеров - это Дворец творчества «Мемориал». Именно здесь сегодня проходят занятия театра-студии «Алые паруса».
Когда вы получили звание «Образцовый самодеятельный коллектив»?
– Впервые это звание театр подтвердил в 1982 году, и с тех пор 38 лет с гордостью носит звание «Образцовый».
Чем отличается театр-студия «Алые паруса» от других детских коллективов?
– В нашей студии есть обучающие программы для всех возрастных категорий. Мы – театр-студия, а это предполагает, что на первом месте стоит учебный процесс, где ребята проходят обучение по всем предметам, которые связаны с театральным творчеством: актерское мастерство, сценическая речь и др. Также у нас есть дополнительные предметы, такие как дизайн, вокал, сценическая пластика. Ежегодно у нас занимается до 140 детей разного возраста.
Елизавета Мокрушина, участница студии:
– У нас очень дружный коллектив и прекрасный педагог, который всегда дает нам право выбора материала.
Юлия Морозова, участница студии:
– Мы – семья! Здесь настолько теплая и душевная атмосфера, что с каждым годом, когда приближается выпускной театра-студии «Алые паруса», становится грустно и не хочется уходить, как будто тебя что-то привязывает к этому месту.
Ольга Алексеевна, что вы считаете основополагающим в вашей работе как педагога и режиссера?
– Как режиссеру мне важно дать актерам инструментарий для работы. Первую половину года мы занимаемся тренингами по актерскому мастерству и сценической речи. Для работы мы выбираем разные методики, не останавливаясь на одной. Мы используем тот метод, который поможет в работе над выбранным спектаклем. И в дальнейшем, пользуясь инструментарием, которым дети овладели, мы вместе проходим весь процесс, путь постановки спектакля. Для меня очень важно, чтобы все, чем ребята овладели в процессе подготовки и работы над спектаклем, отразилось в их жизни. Чтобы они смогли этими навыками пользоваться в социуме и повседневности. Чтобы это помогало им узнавать себя и понимать, не бояться трудностей, уметь ставить цель и идти к ней.
Как подбирался постановочный материал для спектакля-победителя «Театральной весны», номинанта Окружного этапа «Театральное Приволжье»? Участвовали ли в выборе материала артисты студии?
– Каждый год мы читаем несколько произведений. Это могут быть пьесы, художественная литература, инсценировки. Мы обсуждаем произведение, рассуждаем и приходим к совместному выводу, что можем взять для будущей постановки. В этот раз ребята выбрали произведение Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Около пяти лет назад мы уже ставили этот спектакль, но с другими артистами.
Как проводилась работа над ролью, какие трудности были в постановке актерских задач?
– Основная трудность была в том, что материал драматически настолько сложный, что взять и сыграть его сразу не представлялось возможным. В первых этюдах девочки драматизировали на уровне слова и плакали вместе с персонажами, поэтому нам пришлось отложить материал, и мы стали учиться рассказывать истории, я ввела в нашу программу сторителлинг. Девочки выполняли такое упражнение: каждая выходила на площадку и начинала что-то рассказывать. Главная задача — не молчать. В итоге они вспоминали какие-то драматические истории из своей жизни или рассказов своих знакомых. Когда мы работали с постановкой через настоящие воспоминания девочек, я могла приблизить их к воспоминаниям персонажей.
Дарья Некрасова, участница студии:
– Трудность постановки была в том, что нас постоянно переполняли эмоции, мы могли плакать или смеяться, но задача была в том, чтобы донести историю, присвоить ее, отдать этот материал зрителю.
Теперь вопрос к артистам. Какие качества вы считаете главными в своих героях в этом спектакле?
Анна Ожегова, участница студии:
– Чем больше мы работали над ролями, чем больше включались в сюжет, тем больше понимали: героизм и патриотизм не имеют пола и возраста. Человечность будет всегда, даже на войне. Наши героини могли отдать последнее – и это главное в них.
Как вы отнеслись к вашей победе?
Анна Ожегова, участница студии:
– Меня настолько сильно переполнили эмоции, что я даже расплакалась. Я была очень рада, ведь это моя первая победа, я получила диплом в номинации «Лучшая женская роль».
Мария Зонова, участница студии:
– Для меня это был шок: мы победили в таком серьезном конкурсе! Мама, когда узнала о победе, заплакала от радости.
Юлия Морозова, участница студии:
– Это было очень неожиданно! Я получила диплом в номинации «Лучшая женская роль». Я плакала от радости и счастья!
Ольга Соломонова:
– Для меня было важно, что девочки познакомились с этим материалом, что они приблизили его к себе, и, мне кажется, что они его никогда не забудут, он будет с ними всю жизнь.