Трехдневная программа включала в себя Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Биопсихосоциальный подход В.М. Бехтерева в современной психиатрии: вехи становления, перспективы развития», цикл открытых лекций, выставку творческих работ «Странное искусство» людей с ментальными особенностями (организатор – АНО Аутсайдервиль). В мероприятиях приняли участие ведущие специалисты в области психиатрии из Кирова, Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Казани, а также Республики Казахстан.
О том, как психиатры ХХI века бережно хранят и развивают традиции, заложенные уроженцем вятской земли В. М. Бехтерев, как они научились внедрять новейшие диагностические методики психических заболеваний рассказал главный внештатный детский психиатр Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе, доктор медицинских наук, профессор Игорь Макаров (Санкт-Петербург). Он стал гостем просветительского проекта «Лекции в Политехническом», который открыл свой десятый сезон интересной, жизненно важной темой «Психические расстройства у детей: эпидемия или гипердиагностика?»
Лекция ведущего специалиста в области детской и подростковой психиатрии вызвала огромный интерес. Многочисленную аудиторию слушателей составили педагоги, школьные психологи, клинические психологи, учителя, студенты-педагоги, логопеды, студенты-медики и даже мамы детей с психическими расстройствами. В центре внимания автора лекции стала стигматизация психиатрии и вытекающие из неё проблемы.
– Если опираться на статистику, то наибольшее количество тяжких преступлений совершают люди, психически здоровые. В этом смысле бояться надо здоровых, а не больных. Но люди боятся идти к психиатрам, тянут до последнего. Им кажется, что психиатрия отличается от соматической медицины. Но если вы не идёте к психиатру, то психиатр идёт к вам, -
констатировал доктор.
Чем обусловлен страх людей к психиатрии? Прежде всего, сложившимися стереотипами о неполноценности такого человека в обществе: семьи закрываются, если у ребёнка диагностировано заболевание, родители не спешат обращаться к специалисту. Такая реакция приводит к плохим последствиям. Но психиатры готовы помочь каждому справиться с болезнями – особенно на начальном этапе. К сожалению, как отмечает Игорь Макаров, практика показывает обратное. Из таких стереотипов рождаются реформы, которые могут навредить ребёнку с психическими расстройствами.
Лектор привел в пример закон «Об образовании» в части инклюзии.
Изменения в инклюзивном образовании, когда ребёнок с задержками в развитии может числиться в неспециализированной школе, только вредят ему, -
считает специалист-психиатр.
- Изначально мыль об инклюзивном образовании звучала красиво: дети с психическими расстройствами учатся в обычной школе, другие дети относятся к ним по-доброму. Но, как оказалось, не была учтена проблема - как выпускникам педагогического вуза преподавать для детей с разным уровнем развития? На кого делать ставку в классе? На обычных детей? Или детей с расстройством психики? Подобное смешение невозможно. Тут нет здравого смысла.
Да, ребёнок с психическими расстройствами, с отсталостью в развитии по законодательству может учиться в обычной школе. Детский психиатр предлагает разделить школу по разным заболеваниям и учить всех детей вместе, например, на уроках музыки, рисования, физкультуры. Но на базовых предметах необходимо разделение. И в это нужно вкладывать нормальные деньги.
Не осталась без внимания и проблема аутизма у детей и подростков, актуальная в свете выявления все новых и новых заболеваний, приводящих порой к трагическим последствиям. Действительно ли началась в обществе эпидемия психических расстройств или речь идет о гипердиагностике?
Игорь Макаров отмечает, что проблема заключается лишь в изменении критериев аутизма в международной классификации болезней. У аутизма есть несколько направлений, и все они входят в категорию расстройств аутистического спектра. Изучив эти критерии, непрофессионалы начинают ставить диагноз ребёнку, исходя, допустим, только из пары признаков. Но истинную причину расстройств психического характера может найти лишь психиатр.
– Сейчас любой человек может поставить диагноз аутизма. Это привело к большому волнению в обществе, отчего пострадали те дети, которые действительно болеют аутизмом. Пострадали и другие: умственно отсталые, больные шизофренией – всё диагностируется под маркой аутизма, без дифференциации.
Стигматизация психиатрии, неготовность родителей принять болезнь своего ребёнка часто приводят к неравенству в отношении детей с психическими расстройствами. Детям с диагнозом «аутизм» легче присвоить инвалидность, назначить тьютора в то время, как другим детям тоже нужна помощь. Смешение типов болезни, реформы в инклюзивном образовании приводят к тому, что человек с расстройствами не может стать полноценной ячейкой общества, а обычные дети, в свою очередь, не могут освоить программу в полном объеме.
Следует иметь в виду, что борьба со стигматизацией длительная. Должно пройти много лет, чтобы люди поняли значимость психиатрии и перестали прятаться от проблем.
В заключении Игорь Макаров ответил на вопросы слушателей и пожелал всем педагогам, психиатрам и психологам терпения и справедливого отношения к детям с разными психическими расстройствами.