Павел Валерьевич Ананин – старший преподаватель кафедры социальной работы и молодежной политики Института гуманитарных и социальных наук ВятГУ. Он, без преувеличения, является одним из любимейших «преподов», настоящим кумиром студентов. Об этом красноречиво свидетельствуют данные отдела качества образования, формируемые на основе оценки преподавателя обучающимися.
Действительно, в начале апреля я получил информацию об оценке моей работы студентами. Не скрою, результат очень порадовал! Было приятно читать отзывы и пожелания ребят. Через соцсети решил поблагодарить их за теплое отношение – в итоге слова признательности мне написали и выпускники. В такие моменты понимаешь: ты все-таки делаешь что-то полезное в этом мире, находишься на своем месте,
- поделился Павел Валерьевич.
В чем истоки такого успеха? Как складывалась жизнь сегодняшнего героя нашей рубрики?
Павел Ананин родился в г. Вятские Поляны, там он окончил среднюю школу. Большую роль в формировании личности Павла сыграли его родители. Отец, педагог дополнительного образования, тренировал команду «Спартаковец»: в спортивной секции так или иначе успели позаниматься почти все мальчишки Вятских Полян.
Со мной и братом все любили дружить: ведь у нас всегда был футбольный мяч,
- шутит Павел Ананин.
Увлечение футболом стало семейным: родители (мама, медик по специальности, также не осталась в стороне) вместе с детьми посещали соревнования в других городах, прежде всего в близлежащей Казани. В 2018 году семья Ананиных посетила игры чемпионата мира по футболу в Москве, Казани, Саранске.
У меня есть друзья, с которыми постоянно играем в футбол.
Этот вид спорта для меня стал неким морально-психологическим ориентиром. Когда становится плохо на душе, устаешь от проблем, многозадачности, помогает просмотр футбольного матча. Ты видишь зеленое поле, игру – это успокаивает. Футбол – это привычка, традиция, связь с родным домом. Это знакомо с детства и дает мне энергию,
- признался Павел Ананин.
Именно родители посоветовали сыну при поступлении в вуз (в то время ВятГГУ) выбрать направление подготовки «Организация работы с молодежью». Специальность была новой, сфера молодежной политики только зарождалась; но родные Павла безошибочно определили: эта область деятельности как нельзя лучше подойдет их ребенку.
С учебой заладилось настолько, что в дипломе Павла не оказалось ни одной четверки: все годы обучения юноша был круглым отличником. Стипендия, по воспоминаниям собеседника, была неплохой: ее студент потратил на получение второго высшего образования, поступив на вечернее отделение факультета управления ВятГУ. Так и учился: днем в одном вузе, вечером в другом. Было непросто, но в дальнейшем все пригодилось.
Пору студенчества сменили годы обучения в аспирантуре с перерывом на службу в армии. О ней у Павла остались исключительно светлые воспоминания:
Служил в Удмуртии. Считаю, мне очень повезло, так как в армии пригодилось мое образование. Когда в части узнали, что я организатор работы с молодежью, то назначили меня помощником заместителя командира по воспитательной работе. Я стал проводить праздники, помогал с социологическими исследованиями. Вообще было много интересных моментов, служба прошла с пользой: ведь я применил навыки специалиста. Меня ценили.
С 2011 года Павел Ананин занялся преподавательской деятельностью, войдя в состав кафедры социальной работы и молодежной политики.
Мы изучаем особенности молодежи – не со стороны, а извне, будучи вовлеченными во все процессы,
- отмечает Павел Валерьевич, констатируя: кафедра играет значительную роль в сфере молодежной политики на региональном уровне.
Организатор работы с молодежью – это по-настоящему востребованный специалист.
Сегодня запрос на эту деятельность просто колоссальный. Появилось «Движение первых», развивается инфраструктура молодежной политики, проводится огромное число форумов и фестивалей, проходят интересные грантовые конкурсы. Наших выпускников разбирают, что называется, как горячие пирожки. Причем не только госорганы, но и коммерческий сектор. Почему? Мы закладываем мощное креативное начало через нашу творческую деятельность. А у организаций есть спрос на таких потенциальных сотрудников,
- пояснил собеседник.
Во время обучения студенты оказываются вовлеченными в самую гущу событий, приобретают опыт создания и реализации конкретных проектов, направленных на решение актуальных проблем. Сейчас, например, в сотрудничестве с пресс-службой УМВД России по Кировской области подопечные Павла Ананина проводят апробацию уникального квеста, нацеленного на профилактику дистанционного мошенничества. Таких примеров множество!
Одним из важнейших в своей жизни проектов Павел Валерьевич считает создание в Кировской области движения спортивных волонтеров.
Идея восходит к 2018 году, когда в Вятских Полянах проводился чемпионат Европы по ледовому спидвею. У меня уже был опыт участия в крупных мероприятиях и представление о том, как можно организовать их добровольческое сопровождение. Вот и предложил сделать это у нас, в Кировской области. Мы выиграли грант Росмолодежи, подготовили ребят, ставших костяком начинания; в итоге сумели воплотить задуманное. К нам стали обращаться все чаще – движение спортивных волонтеров развилось и укрепилось. Сейчас оно является значимой частью молодежной политики региона,
- сообщил Павел Ананин, инициатор и куратор проекта.
Как оставаться на плаву, быть интересным тем, кто моложе?
Прежде всего, надо самому верить в то, что говоришь; иметь реальный опыт участия в тех событиях, которые рекомендуешь. Когда ты сам занимаешь активную жизненную позицию, являешься участником форумов, автором проектов, ребята начинают прислушиваться, доверять мнению, советоваться.
Характеризуя другой ключевой аспект, Павел Ананин обратился к выступлению Николая Бажитова, директора Института молодежи:
Он говорит о такой компетенции специалистов по работе с молодежью, как «молодежность». Это умение быть на одной волне с молодежью, говорить с ней на одном языке, насколько это возможно. Я пытаюсь эту компетенцию в себе сохранять, чтобы не оказаться в общении со студентами «по ту сторону баррикад».
Как конкретно этого добиться, каков рецепт?
Рецепт простой. У молодежи есть своя специфика – возрастная, психологическая, физиологическая. Мы как специалисты по работе с молодежью это изучаем. И нам понятны причины, почему молодежь «не такая». Она не плохая, она просто другая. Если знать этот момент, воспринимать его как должное, то все становится просто и понятно. Это и позволяет поддерживать в себе «молодежность»,
- заключил Павел Ананин.
#ЛюдиВятГУ #Работа_с_МолодежьюВятГУ