Обеспечение доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ОВЗ в формате дистанционного обучения, а также использование технических средств в образовании студентов с инвалидностью обсудили на совещании «Обучение студентов с инвалидностью в условиях высшего инклюзивного образования».
Руководитель РУМЦ ВятГУ Светлана Башмакова:
В мероприятии приняло участие более 300 человек – преподаватели, ректоры 14 вузов Республики Татарстан, школьные педагоги, психологи и волонтеры, занимающиеся сопровождением инвалидов.
Руководитель отдела консалтинга РУМЦ ВятГУ Наталья Шешукова:
Мы обсудили формы, технологии реализации образовательного процесса, приема студентов с особенностями здоровья. В этом году поступило большое количество студентов с различными нозологиями, поэтому представители вузов активно подключились к обсуждению.
Было много вопросов о том, какими компетенциями должны обладать преподаватели для обеспечения доступности высшего образования для инвалидов, как организовать выпускные государственные экзамены, из каких средств обеспечивать доступность высшего образования.
Участники поделились своим опытом в организации инклюзивного образования в своих вузах.
В рамках деятельности РУМЦ по информационно-методическому сопровождению сотрудников вузов и обучающихся с инвалидностью, а также их родителей по работе в условиях предупреждения распространения коронавируса в Университете управления «ТИСБИ» состоялся круглый стол.
Руководитель отдела методических разработок и повышения квалификации РУМЦ ВятГУ Наталья Булдакова:
Главной темой круглого стола стали методические рекомендации Министерства науки и высшего образования по организации образовательной деятельности для инвалидов в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции.
Особое внимание заслужил пункт рекомендаций «Техническое обеспечение учебного места инвалида при обучении с использование дистанционных образовательных технологий». Опираясь на методические рекомендации, мы ответили на вопросы участников о том, кто должен обеспечивать рабочее место студенту с ограниченными возможностями здоровья вне стен вуза, какие ассистивные технологии могут применяться, кто должен оказывать помощь инвалиду в условиях дистанционного обучения.
В рамках круглого стола были представлены кейсы готовых решений по использованию технических средств в обучении студентов с инвалидностью. Сотрудники РУМЦ ВятГУ продемонстрировали рабочие места для лиц с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата.
Для ребят с особенностями здоровья, которым еще только предстоит выбрать вуз, на базе АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможности здоровья» было организовано профориентационное мероприятие «Моя будущая карьера».
Руководитель отдела профориентации и работы с абитуриентами РУМЦ Светлана Городилова:
Было более 200 участников. Кроме учащихся 43 школ для детей с ОВЗ Республики Татарстан, присутствовали представители 11 вузов и 5 техникумов – педагоги, классные руководители, воспитатели, преподаватели вузов.
Учащимся школ мы рассказали о том, как выбрать профессию, представили возможности портала инклюзивноеобразование.рф, продемонстрировали «Истории успеха» и «Медиапаспорта профессий».
В качестве обратной связи, участники отметили, что мероприятие было проведено в очень доступной форме, что сеть РУМЦ, вузы и школы работают в одном направлении.
Мероприятия были проведены совместно с Республиканским межвузовским центром по работе с лицами с ограниченными возможности здоровья. Руководитель РУМЦ ВятГУ Светлана Башмакова высоко оценила работу центра:
Центр работает со всеми вузами Республики Татарстан. Центр проводит работу по профориентации ребят с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, готовит их к обучению в вузах и образовательных организациях среднего профессионального образования.