С приветственным словом к участникам мероприятия обратились заведующая лабораторией развития высшего специального (дефектологического) образования РАО, доктор педагогических наук Юлия Филатова и ведущий аналитик лаборатории развития высшего специального (дефектологического) образования РАО, кандидат педагогических наук Ткачева Ирина Александровна.
Участники вебинара обсудили современные подходы, проблемы и тенденции развития образовательных организаций высшего образования и региональных научных центров высшего образования, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью. Специалисты сети РУМЦ представили совместный уникальный опыт подготовки научно-педагогических работников высших учебных заведений к реализации инклюзивного образования.
О проблемах и тенденциях развития подготовки кадров для работы со студентами с инвалидностью рассказала доктор психологических наук, профессор, ведущий методолог в области изучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Ирина Левченко. В своем выступлении ока коснулась приоритетных направлений современных исследований психологии лиц с инвалидностью взрослого возраста, выявления закономерностей нарушений развития, образовательных потребностей при обучении в вузе.
Региональный опыт подготовки научно-педагогических работников высших учебных заведений к реализации инклюзивного высшего образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Вятском государственном университете и в вузах-партнёрах представила руководитель РУМЦ ВятГУ Светлана Башмакова.
Разработанная и реализуемая уже более 5 лет на базе нашего университета модульная программа повышения квалификации работников вузов по вопросам организации высшего инклюзивного образования прошла экспертную оценку и востребована в вузах страны. Ежегодно по ней обучаются более 300 человек.
Обучение по этой программе позволяет слушателям не только познакомиться с клинико-психологическими особенностями инвалидов разных нозологических групп, но и освоить технологии взаимодействия с такими студентами, применять специальные методы и технические средства, обеспечивающие адаптационную составляющую образовательного процесса в вузе, -
рассказала Светлана Борисовна.