Стремление к непрерывному образованию и повышению квалификации – настоящий тренд последних десятилетий в развитых странах.
В наше время образование должно быть мобильным: рынок диктует жесткие условия конкуренции и лишь академических знаний о предмете зачастую не хватает для успешной реализации в профессиональной сфере.
Однако отечественные стандарты послевузовского образования в массе своей достаточно сильно отличаются от западных.
Так, в российских вузах перспективность студента оценивается, прежде всего, на основе успешного прохождения им вступительных испытаний. В европейских университетах оценки выпускников-магистров и результаты собеседования с представителями университетов или научных лабораторий фактически заменяют всевозможные формы тестирования профессиональной пригодности претендентов. Процесс обучения и написания кандидатской диссертации, которой в ЕС соответствует степень доктора философии - PhD, за границей может затянуться на 6–8 лет. При этом каждый PhD-студент участвует в международных конференциях, презентует предварительные итоги своих исследований на заседаниях кафедр, все лекции проходят в формате интерактивных занятий, а семинары неизменно сопровождаются изучением конкретных «case studies», случаев из практики.
Несмотря на активную модернизацию всей системы образования, такие форматы обучения аспирантов приживаются в России с определенными сложностями. Однако необходимость обмена опытом с иностранными коллегами уже осознают крупнейшие столичные и региональные учебные заведения: аспиранты проходят курсы повышения квалификации в университетах Европы, Азии, Северной и Латинской Америки.
Традиционными остаются три варианта обучения в аспирантуре: соискательство, прикрепление к определенной кафедре исключительно для написания научной диссертации и сдачи экзаменов; заочная аспирантура, обучение в которой не исключает возможности трудовой занятости вне сферы научных интересов; очная аспирантура, выполнение индивидуального учебного плана в рамках которой – главная задача будущих кандидатов наук. Программа очной аспирантуры интересна прежде всего тем, кто планирует в дальнейшем связать свою жизнь с наукой. Конечно, в данном случае следует понимать, что любая трудовая деятельность в другой сфере с большой вероятностью будет негативно сказываться на дальнейшей научной карьере. Казалось бы, учиться и заниматься исключительно наукой в России невозможно.
Однако теперь подобные программы доступны и у нас – пилотный проект «Академической аспирантуры» был запущен в середине 2010 года. Все разработки велись учеными крупнейшего в России и Восточной Европе научно-образовательного центра – Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Учебная программа, подбор преподавательского состава, формирование критериев оценки – вся работа внутри программы была скоординирована с учетом европейских стандартов подготовки научных кадров. Студенты Вышки, обучающиеся по программе «Академической аспирантуры», получают ежемесячную стипендию в размере 25 000 рублей, сами составляют индивидуальный план обучения, отправляются на стажировки в иностранные вузы по профилю исследования, а иногородние учащиеся, ко всему прочему, получают места в общежитии. Кроме того, аспиранты посещают мастер-классы ведущих специалистов отрасли, публикуют отчеты о результатах научной деятельности в формате статей, участвуют в международных конференциях и работают над различными проектами.
Не только выпускники вузов, но и многие топ-менеджеры и высокопоставленные чиновники снова садятся на студенческую скамью, чтобы завести новые знакомства, повысить профессиональной уровень и реализовать амбиции и научный потенциал.
Информцентр ВШЭ