Интернет-газета

150 лет назад родился первый директор Вятского учительского института

  • 1 ноября, 07:36
  • Автор: admin
  • Просмотров 861

При полном или частичном цитировании гиперссылка на сайт www.vyatsu.ru обязательна!

Материал об Александре Модестовиче фон-Вилькене предоставлен профессором ВятГУ Владимиром Борисовичем Помеловым

В 2024 году исполняется не только 110 лет со времени открытия Вятского учительского института, но и 150 лет со дня рождения его первого директора Александра Модестовича фон-Вилькена. Он родился в Риге 1 (13) ноября 1874 г. в семье небогатых латышских дворян немецкого происхождения: коллежского асессора Модеста Вильгельма фон-Вилькена и его жены Варвары Александровны. Окончил 1-ю Казанскую мужскую гимназию, а в 1898 г. – отделение естественных наук физико-математического факультета Казанского университета, получив диплом 1-й степени, что соответствовало нынешнему диплому с отличием. 

С этого года началась его педагогическая деятельность. Он преподавал естествознание в Казанском промышленном училище и одновременно читал курс естествоведения и товароведения в частной профессиональной школе Л.П. Шумковой. Александр Модестович преподавал биологию в школах г. Казани, был среди самых первых преподавателей Казанского промышленного училища, приват-доцентом строительного института. С 1902 г. работал преподавателем естествоведения, географии и физики в Казанской учительской семинарии. В Казани в начале XX века он считался одним из наиболее заметных специалистов в области естествознания. Важной вехой в научной деятельности А.М. фон-Вилькена было его многолетнее участие в работе Общества естествоиспытателей при Казанском университете.

Попечитель Казанского учебного округа ценил организаторские и преподавательские качества статского советника А.М. фон-Вилькена и назначил его директором вновь создававшейся Бугурусланской учительской семинарии в 1912 г. Когда зашла речь об открытии учительского института в г. Вятке, кандидатура фон-Вилькена оказалась наиболее подходящей, и он был утвержден директором. 

Важной задачей директора было привлечение подходящих преподавателей. Александр Модестович успешно справился с ней. Особенное внимание фон-Вилькен, страстный библиофил, уделял созданию институтской библиотеки. Несмотря на тяготы военного времени и связанные с этим материальные трудности, он пытался использовать в своей работе опыт лучших учебных заведений аналогичного профиля. В процессе ознакомления с особенностями постановки учебно-воспитательного процесса в них стремился к установлению культурных, научно-педагогических связей вятских просвещенцев с видными деятелями в этой области, работавшими в других регионах, к ознакомлению местных педагогов с процессами развития педагогического образования и научно-педагогической мысли в России. 

Благодаря своей настойчивости Александру Модестовичу удалось в кратчайшие сроки организовать прием в институт и наладить полноценный учебный процесс, оборудовать необходимые кабинеты. При институте была открыта «образцовая» школа, в которой проходили педагогическую практику воспитанники института. 

Однако не во всем А. М. фон-Вилькену сопутствовал успех. Время его директорства в Вятке пришлось на период коренных социально-политических изменений в России. Его самоотверженная борьба с невежеством и шовинизмом продолжалась в течение всех трех лет его работы в Вятке. Тогдашних «ура-патриотов», а среди них были и некоторые воспитанники института, возмущало его «вражеское» происхождение и немецкая фамилия. 

К сожалению, к имени фон-Вилькена на десятилетия прилипло определение, вскользь брошенное каким-то безымянным мелким чиновником, представителем Временного правительства в Вятке: «приверженец старого режима». Однако теперь, освободившись от груза идеологических предрассудков, мы можем непредвзято судить об этом незаурядном, замечательном человеке. Факты и практическая деятельность фон-Вилькена в Вятке дают основание для совсем другой оценки, позволяют считать его по- настоящему крупным подвижником просвещения. Это видно хотя бы на примере его деятельности по распространению книжной культуры. А.М. фон-Вилькен действительно внес значительный вклад в дело распространения книги в Вятке. Это особо отмечал в своих работах видный вятский краевед Е.Д. Петряев. 

Страстный библиофил, обладатель уникальной личной библиотеки фон-Вилькен справедливо полагал, что полноценный учебно-воспитательный процесс в институте, вообще в любом учебном заведении возможен лишь при наличии в нем хорошей библиотеки. Поэтому он прилагал значительные усилия по приобретению необходимой литературы в книжных складах и издательствах целого ряда городов России. Личная библиотека А.М. фон-Вилькена повсюду, где он жил, становилась известной, являлась фактом местного культурного значения, достойным специального краеведческого описания. 

Помимо литературы по специальности Александра Модестовича (педагогика, естествознание), в его библиотеке были разделы истории, философии, искусства, библиотековедения, языкознания, археологии. Особенно широко была представлена художественная литература. Не один вместительный шкаф занимали прижизненные, в том числе первые, издания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова, Толстого. Была в библиотеке фон-Вилькена и «Российская грамматика Михайлы Ломоносова» (СПб, 1755) – первая грамматика русского языка. Александр Модестович стремился сделать свою обширную библиотеку доступной многим. Это ли не свидетельство его широкой и доброй натуры?

Его библиотека была хорошо известна в его родном городе Казани. Поборник просвещения сделал свое замечательное собрание книг доступным для всех желающих с ним ознакомиться. В своем доме он устроил читальню, которую посетители называли «башней» за ее своеобразную форму. Здесь любили заниматься студенты и школьники, преподаватели вузов и школ, друзья и знакомые, любители чтения. Ко времени его смерти в библиотеке насчитывалось 13 тысяч томов (без учета отдела периодики и рукописного отдела). Согласно завещанию библиотека не должна была передаваться за пределы Казани. 

Жена Александра Модестовича Вера Петровна (урожденная Федорова) до замужества работала учительницей русского языка в Казани и Козьмодемьянске, в 1924-1925 гг. – научным сотрудником музея-усадьбы «Остафьево» и казанского «Новодевичьего монастыря». В 1930-1940-е гг. она преподавала русский язык и литературу в школах Казани. За свою педагогическую деятельность награждалась почетными грамотами, медалью «За трудовую доблесть» и была удостоена почетного звания «Заслуженный учитель Татарской АССР». Человек большой эрудиции, страстный любитель литературы, она была единомышленником мужа в деле создания библиотеки. После смерти мужа она продолжала пополнять ее новыми приобретениями. В декабре 1950 г. она передала часть библиотеки в фонд Государственного музея ТАССР. Другая значительная часть книг (около 10 тысяч экз.) в 1956–1957 гг. была передана ею в дар Казанскому филиалу Академии наук СССР и сохранена в его библиотеке отдельным фондом. 

Как же проходила жизнь известного педагога после его отъезда из Вятки? Александр Модестович возвратился в Казань, где был избран на должность преподавателя естествоведения, минералогии, геологии и физики в Казанском политехническом училище. С 1 января 1919 г. училище было преобразовано в Казанский политехнический институт, в котором вплоть до его ликвидации (1930), он состоял профессором на кафедре прикладного естествознания.

Одновременно в разные годы Александр Модестович читал курсы естествознания, физической географии, геологии, ботаники, химии на гидротехнических курсах народного комиссариата земледелия, в рабочем университете в казанском районе Заречье, в химико-технологическом институте и других учебных заведениях. В 1926 г. профессор фон-Вилькен был выдвинут месткомом политехнического института за выдающуюся 27–летнюю службу делу просвещения в Герои Труда и был утвержден в этом звании общегородским собранием союза работников просвещения. (Не путать со званием Героя Социалистического Труда, учрежденным руководством страны в 1939 г.). 

Важной особенностью трудовой деятельности фон-Вилькена было сочетание педагогической деятельности с работой в библиотеках тех учебных заведений, где он преподавал. Например, согласно расчетной книжке № 31 за 1929 год заработная плата за педагогическую работу составляла 60 руб. 27 коп., а за заведование библиотекой – 100 руб. в месяц. Еще будучи студентом университета, А.М. фон-Вилькен исполнял обязанности библиотекаря у профессора М.М. Усова. Он также заведовал Казанской публичной библиотекой, Вятской губернской общественной библиотекой имени А.И. Герцена (во время пребывания в Вятке в 1914-1917 гг.), академической библиотекой Казанского политехнического института. И даже в 1930 г., после закрытия института, когда фон-Вилькен потерял работу и вынужден был встать на биржу труда, его спасло любимое дело: в октябре того же года он был зачислен на должность главного библиотекаря объединенной фундаментальной библиотеки трех институтов – химико-технологического, коммунального строительства и энергетического. 10 ноября 1933 г. Александр Модестович уволился с должности заведующего библиотекой «по собственному желанию из-за болезненного состояния». Дни видного педагога были сочтены. Он совсем немного не дожил до своего шестидесятилетия; скончался 14 августа 1934 г. 90 лет тому назад. Еще одна «круглая» дата...

Желающие узнать больше о жизни и педагогической деятельности А.М. фон-Вилькена, могут обратиться к книгам автора этого сообщения, например, таким как «Педагоги и психологи Вятского края» (1993), «У истоков высшего образования на Вятке» (2019) и др. Всего на тему «А.М. фон-Вилькен и первые годы работы Вятского учительского института» мной опубликовано несколько десятков материалов, в том числе только в этом году в журналах «Педагогика» (№8) и «Перспективы науки и образования» (№4), в издании «Памятная книжка и календарь Кировской области на 2024 г.» и др. Публикуемые здесь фотографии были разысканы мной в архивах г. Казани в 1991 г. и 2004 г., и в настоящее время стали общественным достоянием.

#ВятГУ #ИсторияВятГУ #110ЛетВысшемуПедагогическомуОбразованиюКировскойОбласти #УчительскийИнститут #ПедагогическоеОбразованиеВятГУ